Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231, +7-916-549-0446
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru
Экспертиза - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

17 июля 2019

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.


М.И. Фейгин . Портрет Н.А. Дмитриевой. 1961. Офорт, сухая игла

К дню памяти Нины Александровны Дмитриевой (24.04.1917–21.02.2003) предлагаем записи из ее дневника, который она вела около полувека, со студенческих лет. Он был обнаружен после ее ухода среди рукописей, никому о нем не было известно, это был ее сокровенный собеседник. (Обычно она предпочитала слушать, ей, по ее признанию в том же дневнике, это нравилось больше, чем говорить, особенно о себе).

С полной открытостью Дмитриева пишет в дневнике об оставивших в ней сильное впечатление отдельных людях, местах, книгах и картинах, о жизненных историях и многом другом. Вот и в выбранных для этой публикации записях за 1961 год в основном говорится о событиях общественной, культурной, обыденной жизни, в том числе, и служебной (Институт искусствознания, сектор эстетики).

1961 год—год полета Гагарина в космос, строительства Берлинской стены, символа «железного занавеса», усиления всеобщего идеологического контроля, катастрофы Бабьего Яра. Не раз появляется в дневнике слово «вранье», а однажды и слово «очковтирательство» -- при упоминании о последствиях для Архангельска «рязанского скачка» (в 1959 году на призыв Хрущева «Догнать и перегнать Америку!» по всем экономическим показателям, в частности, за три года утроить производство мяса в стране обком Рязанской обл. распорядился забить весь  приплод скота за 1959 г., а также большую часть молочного стада и весь личный скот колхозников. Кроме того, были организованы закупки скота в соседних областях за счёт средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ)

О поездке с лекциями в Архангельск Дмитриева делает многостраничную подробную запись (здесь она приводится с большими сокращениями) --такое сильное впечатление произвела на нее деятельность энтузиаста художественного просвещения Н.И. Алексеева, развернутая им с небольшим числом увлеченных им людей без какой-либо реальной государственной поддержки. Архангельский сюжет заключается пассажем: «Россия велика, обильна, порядка в ней нет. Но часто мне вспоминалось милое, старое стихотворение: Не бездарна та природа, / Не погиб еще тот край…»

 

Подготовка текста, вступление, примечания Светланы Членовой. Сохраняется авторское написание.

 

1961 год

Апрель. Не нужно писать о личном – скучно, однообразно.

---

Очень хорошая выставка рисунков итальянских детей. Особенно одна аппликация (состязание пловцов).

Мне захотелось делать аппликации:

Сова (на фоне заката)

Зима (белое на белом)

Игральные карты (монтаж)

Кошка с человеческими глазами

<…>

Во Франции издаются детские книжки с иллюстрациями детей. Очень хорошие.

Художник Фейгин1сделал мой портрет (офорт, сухая игла)

---

Из Киева некий З.В. Фогель2 прислал мне любопытную рукопись – «Опыт критики общих мест».

---

Наш Институт передали в Министерство культуры. До последнего дня все были уверены в обратном, даже дирекция.

9 апреля

Пасха. Под Пасху смотрела по телевизору мой любимый фильм «Полицейские и воры» -- истинно пасхальный по настроению <…>

---

В «Литературной газете» сегодня случай в школе: задали сочинение «Почему и за что мы любим Маяковского». Один мальчик написал, что он не любит Маяковского и объяснил почему, привел стихи других поэтов, которых он любит. Учительница вызвала его к себе и говорит: «Ты не понимаешь, что я должна буду тебе поставить двойку, пока не поздно, исправь». Он написал другое сочинение с изложением почему он любит Маяковского и приложил записку: «Вера Васильевна, я сделал, как вы хотели». Стыд учительницы.

Вот так с малых лет приучаются к официальной лжи – лгать, лгать, лгать во всем, все строить на вранье.

Анекдот (конечно, не в газете) «Ну, как живете? -- шутил с колхозниками Х. «Хорошо», -- шутили колхозники.

---

Таль и Ботвинник (идет матч-реванш, пока впереди Ботвинник). Ботвинник – представитель прежней «рафинированной» школы, мастер-стратег. Таль –«буря и натиск», мастер тактики, комбинатор. Так сказать, мирная борьба двух поколений.

–Нуждаются ли шахматы в притоке свежей, «дикарской крови» или прежние методы достаточны? -- так, или в этом роде, спрашивает автор статьи о матче.

Это к вопросу о стиле. Та же борьба, что и в искусстве. Но разница в том, что шахматы все же останутся теми же – те же 16 фигур и правила ходов. А в искусстве самые «фигуры» меняются, т.е. жизнь их меняет, и значит вопрос о стиле встает с большей мерой необходимости.

Зато у шахмат то преимущество, что там результаты говорят за себя и вполне недвусмысленно. Выиграл – удача, проиграл – неудача, спорить не приходится. А в искусстве обо всем можно спорить до бесконечности, полную ясность вносит только время.

12 апреля  

Ю. А. Гагарин, 27-летний летчик из Гжатска, впервые поднялся в космос (максимальная высота -- 300 км). Говорят, что за несколько дней до него летал Ильюшин (сын конструктора), вернулся без сознания, но об этом в газетах ни слова, и Несмеянов на подобный вопрос, заданный на пресс-конференции, ответил отрицательно.

Героизация духовной примитивности. Примитивность возводится в добродетель.

Почему же изобретают умные, сложные, фантастические вещи? Наверное, потому, что на самом деле изобретатель далеко не примитивен, но для порядка тоже притворяется таким.

---

Была я в Загорске вчера, разговаривала с тамошними художниками. Читали вслух статью конструктора самолетостроения Антонова в «Художнике». Искусствоведу такую статью не позволили бы написать.

Один симпатичный, с ямочками на щеках, художник (Демин) сказал мне, что давно уже, еще в армии, читал мои статьи в «Искусстве» и они ему нравились. И как ему странно, что вот теперь он идет рядом со мной (провожал к поезду).

Он сказал, что учился сначала в средней художественной школе, а потом поступил в Строгановское, но бросил его, т.к. там учили не тому, что он любит. Он любит реалистическую станковую живопись. «У меня к этому любовь».

Возвращалась с молодой женщиной, из областного Союза художников. Удивительно красивый, аристократический профиль. Красота пушкинского времени.

В вагоне несколько парней оглушительно грубыми голосами пели (ревели) под гармошку,-- а песни все девичьи (вроде «Рябины», «Милый мой хороший, догадайся сам», «А я люблю женатого» и еще что-то насчет 18 лет).

30 апреля

Вчера вернулась из Архангельска.

Там при пединституте создан на общественных началах дополнительный факультет -- искусствоведческий. Организатор -- Николай Иванович Алексеев -- работает он в областном Обществе по распространению знаний, кроме этого факультета у него еще масса всяческих обязанностей и 1000 рублей зарплаты за все. Маленький, невзрачный, лысый, по образованию авиационный техник, в прошлом партийный работник, сам сейчас учится на заочном экономическом ф-те. Под сорок лет, семья, двое детей, язва желудка.

Первый настоящий коммунист, которого я встречаю. Очень болеет за дело, только один он по существу им и занимается, хотя «по уставу» у этого факультета семь нянек -- разные представители, и от Облпрофсовета, и еще от всяких обл….

У него мечта: создать «цепную реакцию» художественного воспитания <…>

Сейчас они у себя организовали «Малый музей русского изобразительного искусства» из репродукций и проводят по этому музею экскурсии. За год у них перебывало 900 посетителей.

Диапозитивов, книг у них почти нет, средств нет, финансирует их Облпрофсовет, но и то приехал какой-то ревизор из Москвы и, походя чисто по-бухгалтерски, «снял» их с финансирования, так что теперь все это, собственно говоря, висит на волоске. Но студенты этому не хотят верить, планы у них большие, и Алексеев очень настаивает, чтобы с осени объявить новый прием на первый курс.

Удивительно то, как относятся сами студенты. Я была на студенческом совете, где они подводили итоги года. Сначала отчет об итогах учебного года, делала Нина Окулова, корректор, белокурая девушка, видимо, правая рука Алексеева. Потом – о работе студ. совета, отчитывалась худенькая, интеллигентная, хорошо одетая девушка, окончившая филологический факультет в Ленинграде, сейчас она в Архангельске работает где-то в метод. кабинете (Никулина). Потом об агитационно-пропагандистской работе говорил председатель студ. совета, молодой инженер, фамилия его Опендик. 26 бесед они уже провели за год на предприятиях, организовывали стенды, устраивали вечера и пр. <…>

Я прочла три лекции сверх всякой программы, учебный год уже закончился. Смотрела программы, делала по ним замечания.

Город непригляден. Все позакрыто на ремонт, в том числе рестораны. Гостиница «Интурист», чистая, приличная, но кажется одна в городе, места хронически отсутствуют. Летом бывает очень много иностранцев-моряков. Когда в городе не было сахара, они бросали на улице сахар и шоколад, фотографировали людей, которые бросались подбирать. Сейчас сахар есть, но нет ни молока, ни масла, ни даже рыбы.  Мясом Архангельскую область должна была снабжать Рязанская, но Рязань сейчас, после своего очковтирательского провала, голодает (секретарь обкома Ларионов там застрелился).

В Холмогорах коров кормят хвоей, -- это рассказал мне в поезде радист из леспромхоза. Сена почему-то нет. Вообще непонятно – куда все подевалось. <…> 

26 мая

Вчера разговаривала с Фогелем из Киева. Интересный и симпатичный человек. Между прочим, рассказывал о том событии, которое произошло в Киеве 13 марта в понедельник.

Из Бабьего Яра хотели сделать парк. Бабий Яр опускается вниз, на Куреневку. Засыпали грунт, делали это как-то не по правилам, о чем многие писали в горсовет. Но никаких мер не было принято. Произошел обвал. Лавина земли вместе с камнями обрушилась на Куреневку. Многие маленькие дома совсем снесло, автобусы и трамваи перевернуло, погибло людей не меньше тысячи, так что многие учреждения срочно превратили в госпитали. Ни в первый день, ни во второй об этом ничего не было в газетах и по радио не объявляли. Зато в вечерней газете была заметка о том, что в Чили произошла катастрофа в шахте. На третий день появилось краткое сообщение в вечерке и сказано было, что погибло 30 человек. Позже, «по уточненным данным» -- 132 человека пострадавших.

Не было ни траура, не отменяли никаких увеселений.

Когда потом были выборы в местные советы – председателя

Горсовета Давыдова вновь избрали на этот же пост.

---

Вчера же я получила письмо от Алексеева из Архангельска. Пишет исключительно о том, как плохо обстоит в области с эстетическим воспитанием. Прямо одержимый.

Сегодня Борисовский3 высказал интересную идею, он выразил ее так: «Можно сдирать». Об этике. В опытах новой монументально-живописной техники (питто-смола), которую они проводят в архитектурном институте, они взяли чье-то произведение – плакат с негритянкой, называется «Утро Африки»; и по-своему его переделали, превратили в произведение монументальной живописи. Не спрашивали у автора разрешения. Но и не скрывали, что взяли у него. Можно ли это? Он считает, что можно и нужно. В античную эпоху все друг у друга «брали», да и в Возрождении тоже – стоит сопоставить всех бесконечных мадонн. Болезненное оберегание «авторского права» и боязнь, что тебя «обокрадут» -- это такое же собственничество, как и материальное. Нужна новая этика. На почве ее может расцвести искусство. Он сам о себе говорит: «Я никогда не боюсь, что у меня украдут мои идеи, я сам их всем и всюду рассказываю, мне хочется, чтобы они стали общими».

Вот это нужно будет рассказать Голосовкеру, который напротив живет в вечном огорчении и подозрительности, что его обкрадывают –Лосев и другие.

Я шутя сказала Борисовскому: напишу статью об этом, только уж не обижайтесь, что заимствую у вас вашу идею.

Но это, конечно, не значит, что творчеству суждено стать безымянным. Останется имя тех, кто сделал лучше. Мольер «обкрадывал» Скаррона; Скаррона забыли, а Мольера помнят, и это только справедливо. «Сойка должна быть довольна, что павлин вытащил у нее несколько перьев, чтобы украсить свой хвост».

5 июня

Фр.5 недавно был во Франции, рассказывал под видом «партучебы».

О Моне Лизе: у него, он сказал, было чувство, что не он ее, а она его рассматривает и знает о нем что-такое, что ему лучше поскорее уйти.

О публичных женщинах. Они на зарплате, тоже «наемные работники». <…>

26 августа

Продолжаем жить в Усове. <…>. Ходим с дядей Жоржем в столовую, собираем с Наей грибы. Хорошо, мирно.

В мире же не мирно – очень все напряженно из-за Западного Берлина.

У нас в Ин-те, говорят, новый директор – некий Кружков6. <…> Хочется рисовать и писать. Не пора ли?

14 октября

Ездим в Усово, в дом с цветными стеклами – мечта с детства.

Однажды утром, при солнце и нежном тумане, я пошла к роднику -- зеленая поляна вся подернута серебром утреннего инея, и на сухих листьях налет инея—до чего хорошо.

Плохо только то, что очень изоврались все.

    «Сорока» Ватагина. Совсем простой рисунок, но что-то необычайное в вытянутой приподнятой бархатной головке и круглом, странно блестящем глазе Вся дикая, природная, сознающая и не сознающая себя жизнь.

    Странно, что она всюду разлита, во всем ее разные ступени и формы. <…>

7 декабря

«Армянское радио»

В. Что такое культ личности?

О. Когда сначала один плюет на всех, потом все плюют на одного. В результате все оплеваны.

В. Каковы конституционные права с. человека?

О. Каждый с. человек имеет право на посмертную реабилитацию.

В. Что такое прописка?

О. Перенесение принципов соц. реализма в сельское хоз-во.

В. Будет ли чистка партии?

О. Нет.

В. Почему?

О. Чтобы не засорять ряды беспартийных.

В. Почему сняли с занимаемых постов крупных деятелей армянского министерства?

О. Потому что они не смогли выяснить трех вопросов.

Первый: на каких волнах работает армянское радио.

Второй: Где живет Кузькина мать

Третий: Чем занимается ДОСАФ

---

Обсуждали книжку Турбина7 «Товарищ время и товарищ искусство»

Интересная книжка.

Примечания. 

1. Фейгин М.А.(1904 -2008),  российский художник, входил в «Бубновый валет», учился у А. Осмеркина и Л. Поповой, часто бывал с женой у Н.А.
2. Фогель З. В. (1922 —2004), искусствовед. работал в области эстетики, дизайна и художественной критики. Родился и жил в Киеве до эмиграции в Израиль (1990). В домашнем архиве Дмитриевой имеются его письма с 1961 по1991гг
3. Борисовский Г.Б. (1907-1985), архитектор, практик и теоретик, автор книг и статей «Красота и стандарт», «Наука, техника и искусство», «Форма и униформа», «Красота и польза в архитектуре»
4. Голосовкер Я.Э. (1890-1967), философ, писатель, переводчик (нем. романтики, антич. лирики), автор книг «Сказание о Титанах» (1955), «Логика мифа» (1987), «Засекреченный секрет: Философская проза» (1998). В начале 60-х Дмитриева довольно много общалась с Голосовкером --«маленьким Зевсом».
5. Видимо, Фрейлих С.И. (1920-2005), киновед, киносценарист, д-р искусствоведения, зав. сектором кино в Ин-те истории искусств (1954 по 1971).
6. Кружков В.С. (1905-1991), д-р философии, зав. Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС (1953—1955). директор Ин-та истории искусств (1961—1973) после кончины Грабаря, основателя и главы  Ин-та  с 1944 по 1960г. Это назначение ярко отражало резкое усиление идеологического контроля партии и государства в области культуры и искусства
7. Турбин В. Н. (1927-93), литературовед, преподавал в МГУ. Последователь М. Бахтина. В  его трудах по русской литературе 19 в., критических статьях (в т. ч. о современном искусстве), отличающихся парадоксальностью мышления, часто полемичных -- поиски метода научно-худож. анализа литературы, проблемы историч. поэтики, диалога культур, жанровых архетипов; книги: «Товарищ время и товарищ искусство» (1961), «Пушкин. Гоголь. Лермонтов» (1978), «Герои Гоголя» (1983), сб. статей «Незадолго до Водолея» (1994), фантаст. роман «Exegi monumentum» (1994).