Членова Светлана Федоровна. Публикация к 80-летию со дня рождения Н. В. Апчинской

Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-549-0446, +7-916-988-2231
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru
Экспертиза - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Новое в блогах

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Портрет Н.В. Апчинской (работа Инги Леви) 2012

 

1 июня – день рождения Натальи Вячеславовны Апчинской (1937-2014).


Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член Ассоциации искусствоведов и Московского Союза художников, Грузинского общества Н. Пиросмани, более 35 лет (с 1978) Н.В. Апчинская была научным сотрудником музея искусства народов Востока, Она занималась Кавказом, Закавказьем, Средней Азией, ездила туда в творческие командировки, добралась до Тувы и до легендарного музея в Нукусе в каракумских песках (помню ее восторженные рассказы об этой коллекции невиданных шедевров), но все же покорена она была Кавказом. Она влюблённо писала статьи о художниках, отбирала их работы для музея, с энтузиазмом делала выставки. Художники отзывались любовью (её имени было достаточно, чтобы мне устроили поездку в дальние монастыри, когда после конференции в Дилижане, весной 1986г, я наведалась в Ереван).

Не только Кавказ, но шире--Восток был в сфере интересов Н.В. Апчинской. За время работы в музее она курировала более 30 разнообразных выставок. По теме: "Русские художники о Востоке", ею написан ряд монографий и статей, посвященных Роберту Фальку, Рувиму Мазелю, Александру Волкову, Евгению Кравченко, Валерию Волкову, Александру Волкову младшему и т.д.

В восточной теме ярко звучала и еврейская нота. Апчинская писала об еврейских надгробьях, устроила в музее эпохальную выставку "Средняя Азия-Москва-Иерусалим в творчестве еврейских художников" (2008). Национальному аспекту в творчестве Шагала она также уделяла большое внимание.

О Шагале она много писала, принимала участие в ежегодних шагаловских чтениях в Витебском музее М. Шагала, он был её любимым художником, в нём, как и в ней, было скрещение разных начал. Свою кандидатскую диссертацию она защитила по творчеству французского скульптора Аристида Майоля, но блестяще знала все французское искусство 18-20 вв., специализируясь на изобразительном искусстве Кавказа, Закавказья и Средней Азии, она держала в поле своих интересов российских художников 20-го века; весь 20 век.

Библиография Н.В. Апчинской приводится (хоть список и весьма не полный) в Википедии и на сайте АИС. Сами же работы частично выложены на персональном сайте Apchinskaya, поддерживаемом её родственниками https://apchinskaya.wordpress.com/  

Дружбой с Наташей (с 70-х годов) я обязана Нине Александровне Дмитриевой, под влиянием работ которой Наташа в значительной мере сформировалась как исследователь широкого кругозора и автор со своим, личным, словом. Но самое главное, конечно же, то, что Наташа была такой же “очарованной душой”, как и Дмитриева

Ниже публикуется (впервые) одно из писем Н. В. Апчинской из домашнего архива Н. А. Дмитриевой написанное под впечатлением первой поездки в Ереван и Тифлис в начале 80-х.

Дорогая Нина Александровна!

Вчера прилетела из Тбилиси и застала Ваше письмо. Надеюсь, Вы еще успеете получить мое.

Я была 5 дней в Ереване, ездила оттуда опять в Гарни и Гегард, а также в довольно далекий монастырь ХП века со средневековыми фресками.

Позже провела неделю в Тбилиси – одну из лучших в моей жизни. Познакомилась с несколькими замечательными людьми, побывала во многих мастерских: там сейчас очень сильные художники (покажу Вам несколько слайдов). Но самое потрясающее – Тифлис. Такие улицы и дома, что с ума можно сойти. Рядом с грузинском собором, где дивное пение, армянская церковь и синагога, около которой бродят еще не уехавшие рыжие дети. В музее большая галерея замечательных средневековых фресок, это была христианская страна! Среди этих фресок есть неожиданные повторения испанских (романских и до) или каролингских. И зал Пиросмани, куда я ходила каждый день. Мне кажется, это самое сильное мое впечатление от искусства за всю жизнь. У него как бы в чистом виде явлены все чары искусства и способность прорыва в другой мир. От этого он кажется страшным, долго смотреть нельзя. И еще эта магия и поэма черного цвета, бездонного, бархатного (никакие репродукции не передают). У грузин вообще этот цвет доминирует, но только Пиросмани явил всю его «метафизику». По-моему, такой симфонии черного нет больше нигде в мире. Другие краски на этом фоне нежно светятся, он очень полихромный, живописный и бесконтурный.

Была также в Мцхете, в театре Руставели (на Брехте) и даже у Параджанова в гостях.

После всего виденного, после южной теплоты (там было в среднем 25 гр.), фруктов, красивых, щедрых грузин Москва кажется особенно мрачной и античеловеческой. Там все еще сохранились традиции и близость к земле ...

Давайте поедем в следующем году вместе. У меня теперь и в Ереване, и в Тбилиси есть друзья, которые нам все покажут (а Генрих Игитян даже Ваш поклонник).

Надеюсь скоро увидеть Вас в Москве.

Ваша Н.А.