Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-549-0446, +7-916-988-2231
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru
Экспертиза - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Новое в блогах

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

19 ноября 2018

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Плиева М.Г.,
канд. искусствоведения,
член АИС,

Цхинвал – Владикавказ-Москва. 

 

Григорий Сесеевич КОТАЕВ

/из предисловия к альбому «Григорий Котаев. Наследие»/

 

4 Котаев Г.С. Профессор Васо Абаев. К.,м. 70х50, 1977 5 Котаев Г.С. Падо Кабисов, хирург. Х.,м. 112х60. 1960-е годы 3 Котаев Г.С. Тамара и Давид-Сослан. х.,м. 180х280. 1959 12. Альбом 11 Л.А. Чибиров, доктор историч. наук, первый Президент РЮО.  Воспоминания о Котаеве. 
10 Котаев Г.С. Старый Цхинвал. Б.,к. 22х33. 1948 13. Мемориальная доска на доме художника в Цхинвале. 2. Котаев Г.С. Рождение фандыра. Роспись Юго-Осетинского Госдрамтеатра им. К.Л. Хетагурова на сюжеты Нартовских сказаний 1957-1958
6 Котаев Г.С. Портрет матери (этюд). Х.,м. 45х35. 1955 7 Котаев Г.С. Осетинка-горянка. к.,м. 1971 8 Котаев Г.С. Дама в шляпе. к.,м. 23х16. 1975 9 Котаев Г.С. Утро в горах. Х.,м. 70х100. 1985. 1.Котаев Г.С. Роспись ст. Метро Технологический институт. Ленинград. 1956 (дипломная работа)

Творчество художника Г.С. Котаева (1926 - 1992) – юго-осетинского советского художника, Заслуженного художника ГССР, Народного художника РЮО, лауреата Государственной премии им. К.Л. Хетагурова, члена СХ СССР, долгое время оставалось в поле зрения узкого круга специалистов, несмотря на то, что картины его хранятся в музеях и частных коллекциях России и мира. Талант художника безграничен: монументалист, портретист, график, сценограф, искусствовед, публицист, сатирик, пишущий на русском и осетинском языках, педагог. Начиная с 1940-х годов, Котаев постоянный участник региональных, республиканских и всесоюзных выставок.   Интерес у специалистов вызывают и его искусствоведческие статьи «Выдающийся реалист» (к 25-летию со дня смерти И.Е. Репина), «Три периода Виктора Васнецова», художник-воин Андрей Плиев», «Нывкæнынады дæсны (ГССР адæмон нывгæнæг Санахъоты Барисыл сæххæст 60 азы)»[1], «Къоста – нывгæнæг»[2], «Вспоминая Махарбека Туганова», «Василий Кокоев. Штрихи к портрету»[3]. Творчество Котаева Г.С. сыграло ведущую роль в становлении национальной школы осетинской советской живописи. Родился будущий художник в Северо-Осетинском селении Ногир, в семье, бежавшего от геноцида южных осетин, С.И. Котаева. После смерти отца, с семи лет воспитывался матерью. В детстве и юности прошел суровую школу нужды и лишений. В 1945 году окончил Сталинирское художественное училище и был оставлен преподавателем специальных предметов. Поиски своего пути будущего художника были непростыми: в 1946 году Котаев поступил в МИПИДИ, а в 1947-1948 годы – он уже студент Тбилисской АХ. После двух лет обучения возвращается на преподавательскую работу в Сталинирское художественное училище. В 1951-1956 годы – он снова студент МИПИДИ, а после объединения художественных вузов - ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Пройдя ступени трех высших художественных школ в Москве, Тбилиси, и Ленинграде, Котаев обрел свой стиль, любимые сюжеты, темы, мотивы. Начало его активной творческой деятельности связано с такими известными именами, как М.С. Туганов, И.А. Дзантиев, М.И. Тоидзе, Р.Р. Френц, И.П. Веселкин, Г.А. Савинов, К.Л. Иогансен, Г.И. Рублев. Их опыт оказал большое влияние на формирование изобразительного языка и творческого метода Котаева, но любимым художником оставался М. Врубель. В годы учебы в двух столицах Котаев, окунувшись в гущу художественной жизни, знакомится с творчеством выдающихся живописцев, в читальном зале им. А.С. Грибоедова, слушает цикл лекций «Русская классическая и зарубежная музыка»[4].

В последний год обучения, на кафедре монументально­ - декоративной живописи в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, он в числе перспективных дипломников, был приглашен для участия в проекте оформления вестибюля станции метро «Технологическая» в Ленинграде[5]. Ученый изображен Котаевым в порыве творческого вдохновения. Из-под белого колпака выбивается густая, непослушная шевелюра темных волос. Пытливый взгляд устремлен вверх, в будущее. Идущие в разном направлении штрихи, «лепят» форму лица, живой трепет, телесность фигуры ученого. В сопоставлении черного и белого, острая динамичная композиция, создает бурное внутреннее движение жажды открытий. После окончания института Котаев, на протяжении всей жизни, поддерживал дружеские отношения с педагогами Г.И. Рублевым, Г.А. Савиновым, И.П. Веселкиным и однокурсниками: Н.Я. Силаевым, С.В. Чугуновым[6].

После возвращения на родину, Сталинир – Цхинвал стал его постоянным местом жительства. Работал преподавателем в Художественном училище им. М.С. Туганова, а в период 1962-1971 – директором. Это был период наивысших достижений училища. Выпускники училища «поступали в высшие специализированные заведения Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Ташкента. В одном только 1967 году из 18 выпускников училища 14 стали студентами художественных институтов и АХ. В следующем году из 18 выпускников, 9 защитили дипломы на «отлично». В 1975 году училище окончил 31 студент. Из них в том же году половина поступила в лучшие художественные вузы страны»[7].

Котаев стоял у истоков создания Фонда Возрождения Южной Осетии, газеты «Вестник Южной Осетии», руководил Юго - Осетинским отделением Фонда культуры ГССР. После его упразднения, в годы осетино - грузинского противостояния, обращался к Д.С. Лихачеву с просьбой о содействии в «переподчинении нашей областной организации Фонда, Союзному Фонду культуры»[8], был бессменным депутатом Цхинвальского горсовета, членом областного архитектурного Совета и комиссии по присуждению Госпремии им. К.Л. Хетагурова, ректором городского Народного университета.

Творчество Котаева - художника с ярко выраженным национальным колоритом - явление в осетинской и российской культуре.

В 1958-1959 годах, Г.С. Котаев, совместно с У.Х. Гассиевым участвует в росписи интерьеров нового здания Юго-Осетинского Госдрамтеатра им. К.Л. Хетагурова в Цхинвали. За основу, авторами были заимствованы сюжеты из осетинского эпоса «Нартовские сказания». Росписи вылились в живописные формы, созвучные архитектуре театра. Чудом, сохранившаяся цветная фотография фрагмента «Рождение фандыра», дает представление об этой уникальной работе. Со сдержанным сочувствием к чужому горю, нарты слушают трагическую песнь Сырдона о гибели сыновей. В центре классически уравновешенной композиции - белобородый старец. Основная гамма красок строится на золотистом и красно - коричнево – сером цвете. Сохранившиеся черно-белые фотографии эскизов «Сказитель», «Яблоня нартов», «Поход нартов», «Пир нартов», дают представление о композиционном построении, пластической трактовке росписи. В 2004 году, в период грузино-осетинских конфликтов театр сгорел от попавшего снаряда, роспись погибла.

Вернувшись на родину после учебы, с огромным интересом изучает Котаев легендарную историю предков, «будит душу от мелочей будничного величавыми образами». В результате им была создана галерея парадных портретов аланских царей XI - XII веков Урдура, его сына Дургуллеля Великого, Худдана, Ос – Багатара, грузинской царицы аланского происхождения Бурдухан и ее дочери Тамары. Откинут тяжелый бардовый занавес и из арки средневекового замка, словно в картинной раме, предстала перед подданными, «лучезарная» царица Тамара («Тамара и Давид- Сослан»). Во всем ее облике естественность, непринужденная грация, достоинство. Давид – Сослан, полон мужества и благородства. Авторы строят композицию на единстве трех планов, трех цветов и иерархии действующих лиц. Художники выделяет главных героев, изображая их в духе театрального классицизма. Они общаются языком жестов, их лица озарены патетическими чувствами. Вокруг них сгруппированы дополнительные персонажи, своеобразные зрители внутри картины. Они сопереживают происходящему и задают зрителям те эмоции, которые достойны происходящего события. Приподнятый второй план, противопоставление фигур, колористические контрасты красного, зеленого, синего и золотого, не нарушают целого и передают наполненную скрытыми страстями сцену. Фон оттенен, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость. Сослан, изображен как воин – четкими жесткими линиями. Эта четкость подчеркивает его храбрость, решимость и мужественность. Картина была подарена городу Тбилиси, в честь 1500-летия основания[9].

Портреты Г.С. Котаева отличает особое, «толстовское» умение воссоздать натуру в ее пульсирующей полноте, таковы народные герои «Бега Кочиев», «Махамат Томаев», «Антон Дриаты».

Словно выполняя завет А. Блока «увековечить сущее», Котаев запечатлел плеяду знаменитых современников: писателей, поэтов, государственных мужей, полководцев, врачей. Для каждого портрета, художник находит свой ключ, свои средства выразительности, изображая их в различных ракурсах («Поэт-фронтовик Г. Дзугаты», «Ю.С. Кучиев». Покоритель полюса»), сдвигая к краю холста («Портрет долгожителя Ягора Короева», «Профессор Нафи Джусойты», «Профессор Л.А. Чибиров», «Археолог Б. В. Техов»), подвергая оригинальным колористическим и композиционным метаморфозам («Психиатор - гипнотезер А. Дзуцев»). Каждое лицо характерно и передает законченный внутренний облик человека, его думы, волю, надежды, стремления («Парадный портрет генерала армии И.А. Плиева»).

К образу В.И. Абаева - языковеда – ираниста, этимолога, художник обращался неоднократно. Две незаурядные личности связывала многолетняя дружба. Васо Ильич Абаев писал, что «гордился дружбой» и высоко ценил Котаева «как художника и человека»[10]. Ничем не польстив внешности портретируемого, художник дает меткую характеристику беспокойного облика ученого. Портрет жизнен, похож, верно, передает горение творческого духа, напряженную работу мысли, пытливое отношение к окружающему миру. В письме художнику Васо Абаев благодарит «за снимки с портрета и фотографии» и далее: он находит оба портрета «удачными»[11].

«Хирург Кабисов Падо» - Григорий Кавдинович Кабисов - основатель юго - осетинской школы хирургии, изображен на фоне больничной стены, после одной из 3000 операций. Кисти рук спрятаны в карманах халата, образуя складки. Белый колпак надвинут на высокий лоб. Обыденный сюжет. Но, какая монументальность в облике! Художник выделяет волевое, мужественное лицо и … «стальной» взгляд человека «строгого, жесткого, требовательного и подчас даже резкого». Современники отмечали его собранность, немногословность и … беспредельную доброжелательность[12].

Котаев часто обращается к профильному портрету. «Портрет хирурга И.С. Пухаева», «Портрет радиста Штурмового полка. М. Тибилова».

В женских портретах реализовалось, своеобразие колористических взглядов художника. В них не столько передается освещение с необходимыми рефлексами, сколько достигается впечатление общей светоносности: «Катерина. Портрет супруги», «Портрет музыковеда К. Цхурбаевой», «Зема». «Портрет матери» – одна из самых трогательных работ художника. Белая косынка, белый воротник кофты, и прядь седеющих волос подчеркивают выразительное лицо. Отблески мелкого рисунка кофты отражаются на белой стене, делая ее разноцветной, легкой и воздушной. Большие выразительные глаза устремлены в сторону: что-то привлекло внимание женщины. Мгновение и она снова повернется к художнику. Глубокие морщины бороздками легли вокруг рта, опущены уголки глаз на загорелом лице, но что-то близкое и дорогое Котаев «видит насквозь с любовью».

Художник пишет портреты женщин «Дама в бордовом», «Женщина в красном», «Дама в синем», обаяние которых в душевном изяществе, хрупкости, в тонких движениях умудренного жизнью сердца. В «Даме в шляпе», воссоздается сферическая поверхность путем пересечения цветных, серо – сине – желто - сиреневых плоскостей, образуя цветовое созвучие. Переливы красочных пятен, чистых и звучных, беспокойная игра света и тени уподобляют поверхность картины изысканному орнаменту. Художник активными, энергичными коричнево - розовыми мазками четко лепит лицо модели, подчеркивая его объем. В то же время эти мазки, гранящие формы на плоскости уплощают изображение. Художник отдает дань «врубелевской граненности» формы.

Этот же прием Котаев применяет в портрете «Осетинки-горянки». Ее гордый взгляд устремлен на художника. Грани платка создают объем и подчеркивают бледность лица, тонкую линию черных бровей, выразительность глаз, едва сдерживаемый каскад чувств. Построение холста становится подтекстом характеристики. Живопись складывается из энергичных широких мазков кристаллической формы.

«Эхо войн прошедших» - горький опыт прошедших войн, их зримые следы присутствия в судьбах людей. «Память гор» - философско-художественное размышление о большой, героической истории маленького народа. Пейзажи привлекают мотивами родной природы, чертами жанровости в трактовке. «Селение в горах» это лирический рассказ о родине художника, ее красках, о самом воздухе «чистом и прозрачном». В основе композиции - панорамный вид горного ущелья. Красивы силуэты домов и средневековых башен на скалах вдоль реки. Котаеву удалось передать глубину пространства, уходящие к горизонту складки гор, прозрачность горного воздуха, поэтическую «звучную тишину».

Богатое творческое наследие оставил художник и в истории медальерного искусства.

Котаев умел высоко держать достоинства искусства, ярко отстаивать то, во что поверил. Георгий Сесеевич Котаев – «один из самых эрудированных представителей нашей интеллигенции»[13], пламенный и мятежный, дерзновенный и неукротимый, всегда исполненный вдохновения, всегда устремленный вперед!

2017 

Литература

  1. Санакоев Б.И. Художники Юго-Осетии. Сталинир, 1957. С 32-33
  2. Осетия и осетины. Сост. Челохсаты А.С. Вл-з-СПб, 1994. С. 209.
  3. Хетæгкаты Костайы номыл подддзахадон премийы лауреаттæ. Цхинвал: Мыхуыры хæдзар, 2014. С. 32-33.
  4. Чибиров Л.А. Ученик и последователь М.С. Туганова/Имена. Вл-з, 2010. С.285.
  5. Чибиров Л.А. Григорий Котаев. Жизнь во благо народа. Цхинвал, 2015.
  6. Григорий Котаев. Наследие. Альбом. Вступ. ст. Плиевой М.Г. Цхинвал, 2017.



[1] Выдающийся художник. (Народному художнику ГССР Борису Санакоеву - 60)

[2] Коста - художник

[3] Чибиров Л.А. Григорий Котаев. Жизнь во благо народа. Цхинвал, 2017. С.54-69.

[4] Абонемент, на посещение цикла лекций по музыке. 1953-1954 гг. Собств. семьи художника. Цхинвал.

[5] Мямлин И. Дипломные работы монументалистов Ленинграда. //Искусство. 1957, №1. С.38

[6] Письма из архива семьи Котаевых. Цхинвал.

[7] Чибиров Л.А. Указ. соч. С.16

[8] Указ. соч. С. 35

[9] Указ. соч. С. 22

[10] Указ. соч. С. 33

[11] Переписка Г.С. Котаева и В.И. Абаева от 08.06.1977. Архив семьи художника.

[12] Южная Осетия год за годом. Год 1956. «Республика» от 13.12.2013

[13] Указ. соч. С. 242