Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск


Елена Хлопина. Живопись Бориса Касаткина в собрании Инны Баженовой. М.: «СБМ-ГАЛАРЕЯ», 2011


Издание этой книги – следствие самых естественных отношений в мире искусства – отношений художника и коллекционера. В собрании Инны Баженовой картины современного московского художника Бориса Касаткина играют заметную роль. Они стали звеном, которое неразрывно и весьма наглядно связывает два не противоречащих друг другу направления этой блестящей коллекции – произведения европейской живописи ХVII-ХХ веков, созданные художниками по преимуществу колористического дарования, и выдающиеся образцы так называемой московской живописной школы. В этом собрании голландцы Виллем Клас Хеда и Хендрик Тербрюгген, итальянец Франческо Гварди, французы Жан-Оноре Фрагонар, Оноре Домье, Жорж Сера, Анри Руссо, Морис Утрилло и другие соседствуют с Ильей Машковым, его соратниками по «Бубновому валету»,учениками и, конечно, с Владимиром Вейсбергом, произведения которого стали, возможно, первыми полностью осознанными приобретениями коллекционера. Знакомство Инны Баженовой с творчеством Бориса Касаткина, ученика Владимира Григорьевича, было закономерным. Произведения современного живописца, существующие в контексте мирового искусства свободно, на равных основаниях, без постмодернистских натяжек, органично вошли в коллекцию. Творчество художника естественно продолжает традицию европейской колористической живописи, обогащая ее и своим опытом. Трудно переоценить и другую ипостась личности художника. Касаткин, по его собственным словам,«поменявший жизнь на искусство», пристально изучающий сокровища живописи на протяжении примерно полувека, к настоящему времени стал одним из поистине уникальных знатоков. Умением разглядеть в картине живопись под «культурным слоем» идеологических, психологических и коммерческих клише обладает далеко не каждый профессиональный искусствовед. Коллекционер, не зависимый от культурных конвенций, часто оказывается в более выгодном положении - его отношение к живописи более свободно и непредвзято. Однако такое отношение идет на пользу коллекции только при врожденной способности «видеть» и при желании совершенствовать такой талант. На этом пути помощь знатока оказывается неоценимой. Тем, кто серьезно интересуется искусством, хорошо известно, что комментарий художника – самое ценное, что можно услышать об этом предмете. Свобода обращения с великими авторитетами мировой живописи может показаться непривычной тому, кто не знаком с текстами художников, анализирующих творчество своих близких и дальних коллег. На этой территории отменяется «общественный договор» публики. Для серьезного художника «великие» это всегда современники - учителя и собеседники, единомышленники и оппоненты. Перенять их опыт, научиться у них, пойти дальше можно, только общаясь с ними постоянно, с необходимой долей смирения, но без предубеждений. Здесь невозможно не вспомнить знаменитый афоризм Исаака Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Комментарии Касаткина не только опираются на энциклопедические знания по истории живописи, но и содержат подробный профессиональный анализ творчества «изнутри». До сих пор их доводилось слышать только небольшому кругу искусствоведов и коллекционеров. Настоящее издание берет на себя задачу представить часть этих уникальных материалов более широкой аудитории. Книга состоит из двух частей. В первой - опубликованы работы Касаткина из коллекции Инны Баженовой в сопровождении подробного интервью с художником. Вторая часть построена по хронологическому принципу – репродукции работ художника по периодам и аналитическое исследование искусствоведа Елены Хлопиной. Однако главный герой этой книги – живопись, а она, как всегда, молчалива. Видит имеющий глаза.
Е. Руденко
Оглавление
Елена Руденко.
Прямая речь ……………………….................7

Елена Хлопина.
Живопись Бориса Касаткинa.........................62
I. 1950-е..............................................................64
II. 1960-е.............................................................76
III. 1970-е............................................................86
IV. 1980-е...........................................................96
V. 1990-е..........................................................122
VI. 2000-е.........................................................154

Каталог живописи
Бориса Касаткинa.........................................194

Избранные рисунки
Бориса Касаткинa.........................................250