Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Войти

Поиск

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

02 марта 2021

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Плиева Маргарита Георгиевна,
канд. иск. Владикавказ,рук. РОАИС по РСО-А

Из Владикавказа поздравляю наш замечательный коллектив  Ассоциации искусствоведов с юбилеем! 30 лет – это еще молодость и уже зрелость! Впереди - процветание, развитие и стабильность.

Что Ассоциация искусствоведов для меня и осетинского искусства?

- Очень многое: ассоциация поддержала меня при подготовке кандидатской диссертации, как оказалось первого в Осетии кандидата искусствоведения. Дала возможность с трибун престижных международных научных форумов говорить об осетинском изобразительном искусстве и видеть, какой интерес оно вызывает. Позволило печататься в научных изданиях, принять первостепенное участие в издании альбома «Владикавказ глазами художников». (Вл-з: ИР, 2020).  И, когда казалось, весь мир был против меня, именно при поддержке Ассоциации искусствоведов в лице Шумяцких Бориса Лазаревича и Галины Алексеевны (Вы даже не подозоевали о своей не роли, а миссии), я смогла осуществить свою давнюю мечту – подготовить диссертацию именно в СПбАХ им. Ильи Репина. Сегодня в Осетии открыли РО АИС по РСО-А – чем я горжусь.

Для меня Ассоциация искусствоведов  - это не организация, а что-то одушевленное, живое. Незримый или почти незримый друг, дорогой друг, интеллигентный, эрудированный, полный энтузиазма, нацеленный на результат, внимательный.

С юбилеем АИС! Желаю оставаться единой командой целеустремленных людей, которым все по плечу. Будьте здоровы, любящи и любимы.


Наталья Гончаренко,г. Белгород,
член Ассоциации искусствоведов с 2006 года

В Ассоциации искусствоведов я с 2006 года – ровно 15 лет из 30. Могу сказать, что эта замечательная организация имеет огромное значение именно для искусствоведов из регионов России, лишенных такого интенсивного профессионального общения, как в Москве или Санкт-Петербурге. Именно Ассоциация искусствоведов дает главное – возможность напрямую обратиться к лучшим отечественным специалистам в области искусствознания и необходимые контакты.

Благодаря поддержке АИС – информационной, финансовой, и советами тоже – в Белгороде состоялись многочисленные выставки графики из коллекции Владимира Беликова, выставка графики Петра Дика (здесь должна поблагодарить членов АИС Е.В. Грибоносову-Гребневу и Е.В. Осотину), а также конференция «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города». На ней почетным гостем стал М.А. Бусев, прочитавший также публичную лекцию о Пикассо и Дали, которая имела большой успех.

Очень важным стало общение с М.Л. Терехович, благодаря которой у меня появилась возможность подготовить публикации для профессиональных изданий. И, конечно, хочу выразить самую искреннюю признательность за заботу и поддержку Борису Лазаревичу и Галине Алексеевне Шумяцким, которые были и остаются душой организации! Было очень трогательно и приятно увидеть их на защите моей диссертации в НИИ РАХ в марте 2010 года.

Желаю Ассоциации искусствоведов и ее членам новых профессиональных достижений и процветания!


Об Александре Ильиче Морозове 

 

«Искусствоведов в мире много, Морозов Саша лишь один...». 
из стихотворения, написанного мною в 2009 году на день рождения А.И. Морозова 

Конечна Галина Павловна
 
Мне посчастливилось быть редактором почти всех книг и альбомов Александра Ильича Морозова, которые увидели свет в издательстве «ГАЛАРТ» (бывший «Советский художник»). И даже его известная книга, одно из лучших  исследований советского искусства «Конец утопии»(1995), вышла именно у нас. Работать с Александром Ильичом было одно удовольствие. Тексты, которые он предоставлял в редакцию, были умны, точно продуманы, всегда написаны по делу, всегда отработаны до последней строчки. Он, действительно, был ученый с большой буквы, высокий профессионал, который создал свою школу молодых ученых — искусствоведов. Долгие годы он был заведующим кафедрой русского искусства искусствоведческого отделения истфака МГУ. 
Не все любят заниматься общественной работой. Но с каким радостным чувством нужности отдавал Морозов свое время, как деловито и умно, а главное, с душой и тактично решал он сложные вопросы взаимодействия, которые возникали между Союзом художников СССР и МОСХом, в правлении которого он некоторое время состоял. Именно ему принадлежит идея создания Ассоциации искусствоведов, сколько сил вместе с Борисом Шумяцким он тратил на создание этой общественной организации. С 1991 по 2007 годы Александр Ильич был ее председателем. Несколько лет Морозов работал заместителем директора ГТГ по науке.
Последнее его место работы — издательство «ГАЛАРТ», где Александр Ильич был главным редактором. Не скрою, когда Морозов ушет из ГТГ, именно я подсказала в то время нашему новому директору В.Г. Мезенцеву идею пригласить его на должность главного редактора. Мезенцев с удовольствием согласился, и с 2004 года и до своей смерти в августе 2010 года Александр Ильич работал в издательстве. Он определил новые пути развития издательства, его редакционную политику. Самые известные в нашей стране специалисты-искусствоведы при Морозове стали издавать свои труды в «ГАЛАРТе».
В августе 2010 года он попал в больницу. Никто не ожидал, что все так трагично закончится. Но 5 августа в очень жаркий, удушливый день лета 2010 года его не стало. Его смерть была неожиданной для всех друзей и коллег, хотя последнее время, особенно после смерти его жены Таси, Александр Ильич жаловался на здоровье. Ушел из жизни замечательный, деликатный и умный человек, высокий профессионал, которого и теперь, после 10 лет жизни без него, нам всем - его друзьям - так не хватает.

Тамара Леонидова,
искусствовед, член АИС с 1991 г.

Как мне случилось попасть в АИС в первых рядах в 1991 году.

Симферополь. Люди летят из отпусков семьями. На регистрации мужичок умоляет земляков одолжить ему денег — 34 р. не хватает доплатить за багаж. Везет фрукты в Сургут. Народ спокоен… А я предложила ему 50 рублей, а на его клятвенные обещания выслать, черкнула свой адрес на его билете. Прошло несколько месяцев. Однажды на почте я получаю перевод на 50 руб. и письмо. Перевод искал меня через адресный стол и др. места. А письмо было от Морозова Александра Ильича, который предлагал нашему брату музейщикам и искусствоведам стать учредителями Ассоциации искусствоведов и был указан размер вступительного взноса — 50 руб. Я тогда получала в музее 102 р 50 коп. и вряд ли могла выкроить эту сумму, а тут нежданный уже перевод.


Бахтияров Руслан Анатольевич,                                                                                         
Кандидат искусствоведения, член АИС с 2008 г.

К 30-ЛЕТИЮ АИС

В условиях современного мира, когда особенно важной и актуальной остается проблема профессионального освещения текущего творческого процесса, а также изучения истории русского и зарубежного искусства, многомерная деятельность Ассоциации искусствоведов (АИС) обретает особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения полноценной деятельности историков искусства и художественных критиков, работающих в Петербурге и других городах России, где важен сам факт наличия организации, объединяющей и направляющей работу большого числа искусствоведов в наши дни.

Возможность регулярно публиковать искусствоведческие материалы поистине невозможно переоценить в условиях, когда размещение статей в научных журналах и сборниках, а также в периодических изданиях, работающих на коммерческой основе, сопряжено для авторов – маститых специалистов или студентов и аспирантов, с большими трудностями организационного и финансового характера. Более того, предоставляя в редакцию АИС свое эссе или фрагмент большого научного исследования, автор может быть уверен, что в случае соблюдения необходимых условий и правил подачи материалов увидит свет новая монографическая статья о современном художнике, проблемное исследование, посвященное страницам далекого или недавнего прошлого, интервью с художником, небольшой очерк литературного характера или фрагмент круглого стола. Этот момент представляется особенно важным, поскольку здесь формат издания изначально не ограничивает содержание предоставляемого текста некими жесткими рамками.

Для того, чтобы понять широту спектра материалов, публикуемых в сборниках «Петербургских искусствоведческих тетрадей», и разнообразие тем, которые разрабатываются авторами – членами АИС, обратимся к составленному Татьяной Уваровой списку статей, опубликованных в «Петербургских искусствоведческих тетрадях» с 1995 по 2020 год. Собственно, на семидесяти трех страницах перед нами возникает своеобразная летопись работы АИС за 25 лет. А вместе с нею – и широкая панорама истории отечественного и мирового искусства – от первобытной эпохи через античность и средневековье к Возрождению. И далее, самый обширный пласт публикаций посвящен Новому времени, с акцентом на стилях и направлениях творческих поисков второй половины XIX – начала XXI века. Здесь есть место проблемным статьям теоретического плана, развернутым монографическим исследованиям и биографическим очеркам в форме эссе, личным воспоминаниям и семейным историям, беседам с художниками и искусствоведами, рецензиям на книги, обзорам выставок и творческих мероприятий... Встретим мы здесь и размышления об искусстве, представленные в оригинальных образцах художественной прозы и даже стихотворного творчества. А статьи, посвященные памяти искусствоведов, которые сами часто выступали со своими публикациями в Петербургских искусствоведческих тетрадях, во многом вносят вклад в утверждение связи времен и поколений, возможной, в том числе, при условии появления таких мемориальных материалов, столь важных в этическом отношении...

Подробнее останавливаясь на содержании без малого шестидесяти двух вышедших на данный момент сборников «Петербургских искусствоведческих тетрадей», отметим главные бытующие сейчас подходы к изложению избранной автором темы. Нередко исследователь разрабатывает одну тему и публикует «роман с продолжением», своего рода развернутую монографию-размышление о значительном стиле или направлении, либо о художнике, навечно вписавшем свое имя в историю российского или мирового искусства. Достаточно привести пример большого труда Михаила Германа, посвященного Пикассо, или размышления Хельги Лужина (Олега Лягачева) о гениальном российском предшественнике великого испанца, объединенные названием «Врубель FOR EVER»…), исследования Ольги Кривдиной и Бориса Тычинина, посвященные истории российской скульптуры, статьи Веры Смирновой о западноевропейских мастерах второй половины XIX – начала XX века или материалы Галины Хвостовой о реставрационных проектах, осуществленных в городе на Неве в течение прошедших двух столетий.

К сожалению, нет возможности сколько-нибудь подробно остановиться на широчайшем спектре научных интересов членов АИС. Нередко всего лишь одна публикация отмечала для молодого или уже состоявшегося исследователя поворотный момент, начало работы над большой и серьезной темой, которая порой могла стать частью серьезного коллективного труда. И здесь опыт публикации статей, где уже был «отработан» необходимый для этого труда материал, тоже нельзя оставить без внимания. Именно так произошло со сборником «Страницы памяти», первый выпуск которого был посвящен художникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Введение с обоснованием общей концепции сборника (получившей продолжение в новом двухтомном издании, вышедшем в свет в мае 2015 года, в канун 70-летия Великой Победы), подготовленное Лидией Степановной Коновой, было опубликовано в первом сборнике «Петербургских искусствоведческих тетрадей». Авторами отдельных прекрасных материалов были художники (Константин Иванов, Юрий Люкшин, Михаил Кудреватый, Борис Шаманов, Татьяна Шлыкова и многие другие), чье творчество, в свою очередь, удостаивалось публикаций на страницах сборника. На этих же страницах мы встретим интересные и ценные параллели, возникающие в случае обращения к творчеству одного и того же мастера у разных авторов. Иногда объектом их внимания становится не только один и тот же художник (а здесь можно назвать имена Ильи Репина, Кузьмы Петрова-Водкина, Евсея Моисеенко, Виталия Тюленева, Саида Бицираева, Ирины и Юрия Грецких и многих других замечательных «классиков и современников»), но и определенное творческое явление, будь то французский импрессионизм, русский модерн или… английская фотография викторианской эпохи. В результате возникает полифонический, раскрытый в разных (подчас противоречивых) своих гранях образ творчества определенного мастера или целого этапа истории мировой культуры.

Около 1800 публикаций 350 авторов, увидевших свет в шестидесяти двух сборниках за период с 1995 по 2020 год! Такая, без преувеличения, титаническая работа под силу только дружному коллективу, объединенному выполнением общей задачи. В статье «Подвижники», опубликованной два года назад в соавторстве с профессором СПГХПА имени А. Л. Штиглица, заслуженным работником культуры РСФСР, постоянным автором АИСовских публикаций А. Ф. Дмитренко, мы с благодарностью отметили дружную слаженную работу коллектива редакции Петербургских искусствоведческих тетрадей. В частности, мы обратили внимание на то, что если ранее выходил только один аисовский сборник в год, то теперь – четыре и даже пять выпусков, что характеризует количественный, и, хочется верить, качественный рост публикующихся в «тетрадях» материалов, и, в не меньшей степени, – масштаб большой и сложной работы редакции. Вновь с глубокой благодарностью и признательностью называя имена Абрама Григорьевича Раскина, Людмилы Николаевны Митрохиной, Нины Ефимовны Фроловой, библиографа  Татьяны Васильевны Уваровой и Варвары Алексеевны Богородицкой, которая занимается корректурой и компьютерной версткой, отметим, что их труд – неотъемлемая часть масштабной и, повторим, столь важной сейчас работы единой организации, единой большой семьи.

Всемерная поддержка талантливых искусствоведов и защита их прав, проведение творческих встреч и конференций, круглых столов, налаживание и сохранение международных творческих связей – все это наряду с изданием сборников статей позволяет АИС в течение тридцати лет принимать самое активное и деятельное участие в формировании культурного пространства современной России. И, сознавая, сколь велика в этом процессе роль инициативы создания и последующей целенаправленной работы Ассоциации искусствоведов, хотелось бы наряду со словами глубокой признательности выразить руководителям и сотрудникам организации самые искренние пожелания благополучия, процветания и приумножения достигнутого за годы и десятилетия неустанного выполнения своей благородной миссии. 


Кривдина Ольга Алексеевна,
член АИС, действительный член Петровской
академии наук и искусств.

 

ЮБИЛЕЙ АИС

Юбилей Общероссийской общественной организацией «Ассоциация искусствоведов», отмечающийся в 2021 году, свидетельствует о исключительной значимости и актуальности творческой деятельности её членов. С каждым годом желающих вступить в ряды АИС становится всё больше. И этот факт особенно радует.

Санкт-Петербургское отделение АИС принимает активное участие в разнообразной научной и творческой деятельности. Многие члены АИС являются также и членами Союза художников России, ИКОМ и многих других творческих союзов. С 2020 года издаваемые в Санкт-Петербурге научные сборники «Искусствоведческие тетради» публикуются в интернете, они стали доступны широкой читательской аудитории. Многолетнюю плодотворную деятельность по составлению и подготовке сборников выполняют А.Г. Раскин, Н.Е. Фролова, Л.Н. Митрохина. В этих сборниках публикуют свои труды известные и молодые искусствоведы Санкт-Петербурга. Постоянными авторами, представляющими свои публикации в сборниках, являются известные искусствоведы – А.Ф. Дмитренко и Р.А. Бахтияров, М.Д. Изотова, Л.Н. Митрохина, О.А. Кривдина, Б.Б. Тычинин и другие.

Важной составляющей научной деятельности членов АИС стало участие в международных, российских, московских и санкт-петербургских конференциях.

Особенно хочется сказать о двух значительных проектах, осуществленных по инициативе АИС совместно с Российским государственным гуманитарным университетом и МГАХИ им. В.И. Сурикова. Проведение представительной общероссийской научной конференции «Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII – XX веков» 22-23 ноября 2018 года. В 2020 году материалы данной конференции были изданы в сборнике под тем же названием в Москве в издательстве «БуксМАрт». Продолжением стала международная научная конференция, организованная и проведенная Общероссийской общественной организацией «Ассоциация искусствоведов» 19-21 ноября 2020 года в Москве под названием «Три века русского искусства в контексте мировой культуры». Участникам названных конференций были выданы «Сертификаты», подписанные генеральным директором АИС Е.В. Грибоносовой-Гребневой.

Многие годы АИС способствовал активному туризму. Обратим внимание, что членами АИС являются не только искусствоведы, но и живописцы, скульпторы и графики. Большинство членов путешествовало по европейским городам, посещая коллекции знаменитых музее. Членский билет АИС предоставлял возможность бесплатного посещения музеев.

Отметим организуемые в Санкт-Петербурге членами АИС и Союза художников России творческие вечера, посвященные известным искусствоведам: А.Г. Раскину, Н.А. Яковлевой, Н.Б. Нешатаевой, С.Н. Левандовскому и другим, пользующиеся неизменным интересом у культурной общественности города.

Надеемся, что 30-летний юбилей будет способствовать дальнейшему процветанию Общероссийской общественной организацией «Ассоциация искусствоведов» и дальнейшему масштабному проведению многообразной научной, выставочной и издательской деятельности.


Иваненко Юрий Михайлович,
член АИС с 1995 года

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ АИС 1995-2020 гг.

В ГОРОДЕ СОСНОВЫЙ БОР И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 

В Ассоциацию искусствоведов я был принят в Санкт-Петербурге по рекомендации Е.Е. Малыш, Н.Е. Фроловой, Г.К. Малыша, А.Г. Раскина в 1995 году. Мы были хорошо знакомы по совместной просветительской деятельности в г. Сосновый Бор Ленинградской области, где мне удалось с единомышленниками создать в 1976 году городской клуб любителей искусства «Творчество» при Дворце культуры «Строитель» Северного управления строительства.

В 1990 году при поддержке Правления ЛОСХ и профсоюзных организаций двух институтов в Сосновом Бору, АО « НИИ ОЭП» и НИТИ им. А.П Александрова, известного историка из Москвы Ю.Н. Жукова в Сосновом Бору мы создали юридически самостоятельное Сосновоборское отделение Ленинградского отделения Советского фонда культуры (СО ЛО СФК), меня избрали Председателем Правления .

С разрушением СССР Советский фонд культуры был ликвидирован. Благодаря самостоятельности Сосновоборского отделения СФК мы смогли его сохранить и организовать уже в новых условиях научную, художественно-просветительскую и выставочную деятельность в Сосновом Бору и Санкт-Петербурге. И в этом мне помогло вступление в Ассоциацию искусствоведов, что сразу повысило мой статус как руководителя общественной организации для взаимодействия с органами власти, художниками, искусствоведами, коллекционерами, музеями.

В связи с оттеснением клуба «Творчество» и СО ЛО СФК от созданного по моему предложению в Сосновом Бору художественного музея, я предложил организовать в новом здании Сосновоборского совета депутатов и городской администрации общедоступную картинную галерею на основе сложившегося сотрудничества с Ассоциацией искусствоведов, Санкт-Петербургским Союзом художников, Союзом художников России, коллекционерами Санкт-Петербурга. В просторных холлах обширного здания, построенного как здание общественных организаций, мы смонтировали на собственные средства и на общественных началах выставочное оборудование, изготовили рамы для выставок графики, подготовили помещение для временного хранения произведений искусства и необходимых вспомогательных работ. На входе в здание была охрана.

Большую помощь мне оказали в эти годы Председатель Правления СПбСХ А.С. Чаркин (1937–2017), художники Г.К. Малыш (1907–1998),    В.С. Вильнер (1925–2017), Б.Р. Ракицкий (1937-1998) , В.Г. Траугот (1936–2009),   В.А. Емельянов, В.В. Прошкин, Е.Ю. Васнецова, О.Ю. Яхнин, Ю.Н. Брехов, Н.И. Домашенко, Л.А. Костенко, искусствоведы Н.Е. Фролова, Н.В., Г.К. Звейник, Н.В. Максимович, Талепоровская (1930-1996), мои сподвижники по клубу «Творчество», члены АИС Т.Е. Анисимова, Л.М. Иваненко, Н. А, Мавлеева, В.М. Фокин, Н.А. Скородумова, члены клуба Е. В. Аккуратов (1952-2021), Т.А. Карандасова, Ю.М. Либик, А.Ю. Иваненко, К.Н. Савастьянов, О.Н. Саранча, А.Н. Силантьев, И. С. Фомичев.

С 1996 года и вплоть до начала 2020 года мы осуществили в Сосновом Бору, Санкт-Петербурге и городах России более 250 тематических и персональных выставок, программных выставочных проектов, научных исследований и разработок, издательских проектов.

В настоящее время активно подключились к нашим выставочным проектам члены АИС Р.Н. Никифорова, Д.Ю. Амиров, Т.С. Обручева, С.Ю. Пестова.

Наиболее значимые из моих авторских и кураторских проектов:

«Память родной земли. История местных русских, финских, ижорских и водских деревень, родов и семей в окрестностях города Сосновый Бор».

Серия выставок с 1997 г. по 2020 г. в Сосновом Бору, Санкт-Петербурге, Финляндии (Хельсинки), разработан сайт, готовится издание книги.

«Подвиг Ленинграда»–2 выставки. «Ленинградский эстамп»–2 выставки. «Ленинградская литография 1930-х–1980-х годов»–4 выставки. «Экспедиции и путешествия с фотоаппаратом»–4 выставки. «Душа Петербурга»–3 выставки.

«Петербургская пастель» – серия выставок в музеях и выставочных залах Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Кирова, Вологды, Великого Устюга, Ижевска.

«Императорские резиденции в искусстве пастели»–5 выставок.

«Поколение победителей»–8 выставок.

«Петербургская красавица»–3 выставки. «Красавиц милые черты»

«Художественное наследие Ленинграда–Санкт-Петрбурга» – серия выставок из частных собраний.

Литературно-художественные проекты совместно с издательством «Вита Нова»–8 выставок.

«Новогодний вернисаж»–3 выставки.

«Живописная Ленинградская область»–3 выставки.

Художественные проекты с участием детей с их рисунками и мелкой пластикой: «Жизнь и сказки Андерсена», «Одиссея Гомера. Боги герои Древней Греции».

Литературно-художественные просветительские проекты с сосновоборскими учителями и школьниками в рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+

Мною проведены выставки известных ленинградских и московских художников с подготовкой аннотаций и опубликованием статей о них Н.Е. и Е.И. Чарушиных, Ю.А. Васнецова, В.И. Курдова, Ю.С. Подляского, Г.К. Малыша, В.А. Ветргонского, В.М. Арнаутова, В.И. Тюленева, М.С. Карасика , М.П. Митурича-Хлебникова, И.К. Безина , Н.Е. Муратова, А.Н. Якобсон, В.С. Вильнера, В. и А. Траугот, В.А. Емельянова, О.Ю. Яхнина, Л.А. Костенко, Е.Ю. Васнецовой, Д.А. Бекарян, Е.В. Дубицкого, Н.Р. Елекоевой, Д.В. Якуцени, Н.В. Климушкина, Н.И. Домашенко, Н.М. Цветкова, Ю.К. Люкшина,   Ю.Н. Брехова, и многих других современных художников.

Налажено сотрудничество с музеями России: это ГРМ, ГМЗ «Петергоф», Государственный музей истории Санкт-Петрбурга, Дом ученых им. М.Горького,   музеи Москвы, Петрозаводска, Кирова, Ижевска, Вологды, Волгограда.

Веду издательские проекты, выпущено 46 изданий с моим авторством на составление, тексты и художественное оформление. Среди них 2 альбома по абхазскому искусству, книги серии «Художники Санкт-Петербурга», «Художественное наследие Ленинграда Петербурга», книга «Дом художников на Большой Морской», «Ненецкий эпос», каталоги выставочных проектов СО ЛО СФК и Санкт-Петербургского Союза художников.

Свою работу как член АИС я строю, систематически посещая выставки в Союзе художников, выставки в музеях Петербурга, Москвы, в музеях городов России, посещая зарубежные музеи. Здесь очень помогает и мне, и моим сподвижникам по АИС, предоставление льгот при посещении художественных музеев. Для меня важно доброжелательное отношение к моей работе и ко мне лично петербургского и центрального московского руководства АИС, мне оказывалась помощь для лечения, оказана поддержка в виде стипендий при подготовке книги «Творческие встречи с художниками», которую я готовлю к печати.  


Н.П. Комарова,
Канд. иск.,
Арт-фонд Даши Намдакова,
Иркутское региональное отделение АИС.

К 30-летию АИС

О значении ассоциации как профессиональном сообществе искусствоведов говорят в эти юбилейные дни много и правильно. Годы подтвердили важность такого объединения, позволяющего искать и укреплять связи между специалистами, ищущими понимания и поддержки.

Я могу привести интересный факт в подтверждение своих слов: это было в 2005 году, в Москве, в Государственном Музее народов Востока. Здесь проходила уникальная для того периода культурной жизни страны выставка, представляющая творчество бурятского скульптора Даши Намдакова и, для создания круга художественных ассоциаций, предметов археологии и этнографии музеев Бурятии.

Зрительский интерес обрушился лавиной, так потом много раз было в жизни Даши Намдакова, но в начале своего пути нужен был такой глоток воздуха перед дальнейшим погружением в атмосферу московской художественной жизни художника из Бурятии и кураторов выставки.

Для «разбора» темы организаторами была собрана блиц-конференция, которую помог организовать Борис Лазаревич Шумяцкий как один из руководителей АИС.

Кроме востоковедов и искусствоведов, занимающихся проблемами искусства Центральной Азии и современными художниками этого региона, было важно получить поддержку ассоциации, создав правильное информационное поле в среде специалистов – искусствоведов.

Впоследствии Александр Клавдианович Якимович, бессменный председатель Правления АИС, преодолевая свои сомнения в отношении нового для себя материала современного бурятского искусства, тем не менее поместил статью о творчестве Даши Намдакова в редактируемом им журнале «Собрание», сопроводив текст своим введением. В этом факте - стиль профессионалов, культура отношения и исследовательский интерес ученых первооткрывателей новых явлений современных художественных направлений в искусстве России.

В 2020 году Даши Намдаков, Народный художник Бурятии, был удостоен звания Заслуженный художник России. На мой взгляд, в том, что его творчество представляет в наши дни одно из стилевых направлений в искусстве многонациональной России, есть весомый вклад и АИС.


А.А. Грызлова

Открытие выставки Хайтинского фарфора 2 Открытие выставки Хайтнского фарфора 1

Грантовые программы - одна из важнейших сфер деятельности «Ассоциации искусствоведов». Благодаря грантам у многих специалистов в области культуры и искусства появилась возможность реализовывать интересные авторские проекты, выпускать каталоги и монографии, плодотворно заниматься творческой деятельностью.

За годы моего сотрудничества с ассоциацией лично у меня появилась дополнительная возможность более углублённо работать по научной теме, посвященной сибирскому фарфору, организовывать тематические выставки, работать в архивах России и каталогизировать музейную коллекцию.

Результатом поэтапной работы в 2019 году в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева открылась масштабная выставка «Песнь о фарфоровой Сибири. 150 лет Хайтинскому фарфоровому заводу». Юбилейная выставка сибирского фарфора из фондов музея представила богатство коллекции изделий XIX-XX веков, в том числе продемонстрировала изделия, не экспонировавшиеся ранее на музейных выставках, а также   возродила забытые имена художников, многие из которых являлись членами Союза художников. Реализация данного проекта в том виде, в котором выставка предстала перед зрителем, стала возможной благодаря финансовой грантовой поддержке от «Ассоциации искусствоведов».

Выражаю огромную благодарность и бесконечную признательность профессиональному сообществу «Ассоциация искусствоведов» в связи 30-летием и желаю дальнейшего процветания и успехов.


Кабунова Елена Михайловна,искусствовед, член АИС России

Выражаю Ассоциации искусствоведов большую благодарность за материальную помощь, а также за многолетнюю поддержку в творческих начинаниях и научных исследованиях. Особую признательность хотелось бы выразить АИС за стипендию, средства которой позволили в 2018 году подготовить масштабный региональный выставочный проект, посвященный 85-летию со дня образования Союза художников Бурятии (1933 г.) и издать каталог всей коллекции искусства Бурятии ХХ века, хранящейся в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва.

Афиша выставки_ Я призван степь воспеть Каталог выставки_ Я призван степь воспеть Круглый стол в формате выставки Я призван степь воспеть
Открытие выставки Я призван степь воспеть 1 Открытие выставки Я призван степь воспеть 2 Открытие выставки Я призван степь воспеть 3

Выставка «Я призван степь воспеть…» и одноименный каталог продемонстрировали музейную коллекцию бурятского искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) в полном объёме, а также включили ряд работ из мастерских современных художников Бурятии.

Для музея каталог стал первым полноценным изданием, посвященным искусству Бурятии в его собрании, результатом многолетней научно-исследовательской работы. Помимо вступительной статьи о формировании коллекции, он содержит подробный каталог выставки с репродукциями и краткими биографическими данными об авторах.

Средства от полученной стипендии дали возможность провести исследовательскую работу в музеях региона и творческих мастерских, позволили привлечь к участию в проекте бурятских мастеров из Забайкалья, Улан-Удэ и Москвы, чьи произведения не хранятся в собрании музея. Их произведения органично дополнили и завершили экспозиционный ряд выставки, представив на суд зрителя искусство Бурятии ХХ столетия – одну из самых ярких страниц в истории культуры Сибири.

Желаю Ассоциации искусствоведов процветания, интересных проектов и талантливых соратников! Иркутское региональное отделение Ассоциации поздравляет вас с юбилеем и наступающими новогодними праздниками!


М.Ф.Киселев

Я состоял в Ассоциации искусствоведов с самого её создания и был членов первого правление АИС.

В первую очередь мне хочется вспомнить Александра Ильича Морозова, который был основателем и первым председателем Ассоциации искусствоведов. Без сомнения, Александр Ильич Морозов является одним из крупнейших исследователей отечественной художественной культуры советского времени. Я ему очень благодарен за то, что будучи заведующим кафедры искусствознания в МГУ, он дал мне возможность защитить докторскую диссертацию в Университете.

Я с огромной любовью могу говорить о Борисе Лазаревиче Шумяцком, который вместе с А.И.Морозовым создавал Ассоциацию искусствоведов. Я не могу не упомянуть, что он был моим самым близким другом на протяжении многих лет жизни. И я восхищаюсь Борисом Лазаревичем, что он, будучи станкостроителем по образованию, смог стать замечательным искусствоведом. Пример этому его многочисленные статьи, которые частью были написаны в соавторстве со мной. Он был организатором многочисленных выставок ведущих художников 20 века. Как представитель Ассоциации Б.Л.Шумяцкий в течение многих лет являлся членом Государственной Аттестационной комиссии МГАХИ им.В.И.Сурикова. Большой заслугой Бориса Лазаревича я считаю подготовку книги о Борисе Георгиевиче Биргере, где он расшифровал записи наших бесед с художником. В издании книги "Сам себе Биргер" большую роль сыграла Галина Вадимовна Ельшевская, которая проявила подлинный талант редактора в осуществлении этого издания.

Теперь мне хотелось бы сказать о том, что я очень рад тому, что мои самые талантливые ученики, ставшие под моим руководством кандидатами наук, активно участвуют в работе АИС.

Ассоциация искусствоведов зарекомендовала себя как весьма необходимая организация для людей нашей специальности. Не могу не отметить в этой связи те удивительно ценные поездки по Западной Европе, которые могли осуществиться только по инициативе Б.Л.Шумяцкого.

Ассоциация искусствоведов стала достаточно влиятельным органом, недаром в её работе принимают участие искусствоведы из разных регионов страны. Следует подчеркнуть, что многие из них благодаря Ассоциации получают финансирование для своих проектов, а также на лечение. В данный момент Ассоциация продолжает работать очень активно, оказывает различную специальную поддержку своим членам, в т.ч. информационную, благодаря активно развивающемуся сайту.

Мне хотелось бы отметить еще вклад моей ученицы, ставшей доктором искусствоведения Анны Константиновны Флорковской, которая совмещает ответственную работу в Институте им.В.И.Сурикова с деятельностью в Ассоциации искусствоведов в качестве Передседателя Совета Московского отделения АИС.

Автор фотографии Марина Маншилина


30 лет Ассоциации искусствоведов

За это время выросла численность членов Татарстанского отделения Ассоциации искусствоведов (в 1997 году было лишь 3 члена). В настоящее время насчитывается 17 человек:14 чел. – из Казани, 3 – из других городов Татарстана (Набережные Челны, Лениногорск). По качественному составу: 1–доктор искусствоведения, 7 – кандидатов искусствоведения. Из них: 4 – работают Институте языка, литературе и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, 1– Казанском федеральном университете, 1– Институте истории им. Ш.Марджани, 1– Казанском национальном технологическом университете, 1 – Казанском инновационном университете, 1 – Камском институте дизайна (г.Наб. Челны), 2 – Казанском художественном училище им. Н.Фешина, 1– Национальном музее Республики Татарстан, 3– Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, 1 – Набережночелнинской картинной галерее, 2 – не работают.

Заседание экспертного совета в Министерстве культуры РТ Султанова Р., Гимаев.З. Презентация альбома Зуфара Гимаева.2018 Улемнова О,. Султанова Р.Р. .экспедиция в Буинский р-н РТ. 2019 Шкляева Л. , Ахметов Р. проводят мастер-класс по резьбе по дереву

Члены АИС успешно ведут педагогическую деятельность в различных учебных заведениях республики (КФУ, Казанский государственный институт культуры, Казанское художественное училище и др. ) и учреждениях повышения квалификации кадров (ИДПО). 

Члены ТатАИС активно ведут научно-исследовательскую работу (Ахметова Д.И., Султанова Р.Р., Тулузакова Г.П,, Улемнова О.Л., Донина Л.Н, Вагапова Ф.Г., Горюнова Н.М., Шкляева Л.М., Саттарова Л.И.,Хисамова Д.Д.). 

Члены АИС принимают активное участие в художественной жизни республики (выставки, симпозиумы, конференции, круглые столы и др.).   ТатАИС осуществляет совместные проекты с Министерством культуры Республики Татарстан по развитию художественных промыслов, изобразительного и декоративно-прикладного искусства: в 2014 году проведен Международный симпозиум по скульптуре «Мелодия камня» («Таш моны») в Казанском кремле (куратор Султанова Р.Р. ), по итогам симпозиума при поддержке АИС издан каталог на русском, татарском и английском языках. 

При активном содействии правления Ассоциации искусствоведов в 2017 г. в Казани проведена Международная научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения П.Е.Корнилова (1896–1981), на тему «Актуальные вопросы развития искусствоведения в России, странах СНГ и тюркского мира», В конференции приняли участие 74 исследователя из разных городов и регионов России (Казань, Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Пермь, Ростов, Симферополь, Уфа и др.) и из 6 стран мира (Азербайджан, Великобритания, Казахстан, Молдова, Польша, Узбекистан), в т.ч. 17 докторов наук и 29 кандидатов наук. По итогам издан сборник материалов конференции в 2-х частях.

В 2017 О.Л.Улемновой проведено научное исследование на тему «Дмитрий Красильников (1903–1952) – мастер книжной и журнальной графики». Результаты исследования были представлены на выставке, которая стала частью серии выставок Московские казанцы», проведенных куратором О.Л.Улемновой в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств РТ, издан иллюстрированный каталог выставки на русском и татарском языках.

В 2020 г. О.Л.Улемновой проведено научно-практическое исследование на тему «Основные тенденции и особенности развития современной печатной графики в России и Европе в условиях децентрализации художествненого процесса» (на основе творчества мастеров печатной графики из региональных и локальных центров России и Европы (Татарстан (Казань, Набережные Челны, Зеленодольск), Италия (северный регион – Милан, Верчелли, Виченца), Польша (Лодзь), Латвия (Рига)) Результаты исследования будут представлены на групповой выставке этих мастеров и во вступительной статье к ее каталогу (выставка из-за ситуации с пандемией перенесена на 2021 г.).

Л.М. Шкляева на общественных началах является постоянным куратором ряда художественных выставок, проводимых в Государственном совете Республики Татарстан («Выпускники творческой мастерской живописи РАХ в Казани (2016), «Зимняя лирика», 2017), персональная выставка З. Бикташевой «Мелодия моей души» (2018), «Образы произведений Л.Н. Толстого» (2018), «Отражение бытия» (2020). (Совместно с Союзом художников Республики Татарстан).

Л.М. Шкляева, Р.Р. Султанова – инициаторы проведения детского Республиканского конкурса рисунков «Туган авыл. Родная деревня» (2016), Республиканского конкурса произведений декоративно-прикладного искусства «Алтын кош. Золотая птица» (2017), республиканского семинара «Декоративно-прикладное искусство татар: традиции и инновации» (2020).

При финансовой поддержке АИС (стипендия) изданы: в 2017 году Альманах «Искусствоведение Татарстана-Сэнэигы нэфисэ» (первый выпуск), в котором авторами выступили не только искусствоведы Татарстана, но из других регионов (Москва, Петербург, Йошкар-Ола), из тюркского мира; монография Т.Н. Кривошеевой «Скульптура Татарстана: истоки, становление, традиции» (2013), монография Д.И. Ахметовой «Проблемы стилевого многообразия в ситуации современной художественной культуры» (2014), альбом-каталог Л.Н. Дониной «Владимир Попов. Каллиграфия» (2019).

Начат выпуск серии «Искусствоведы Татарстана». Первая книга И.Ф. Лобашевой «Галина Аркадьевна Могильникова» (2020) посвящена жизни и творчеству основателя и первого директора Музея изобразительных искусств РТ Г.А. Могильниковой, вторая книга Д.Д. Хисамовой – творческой деятельности старейшего искусствоведа республики Д.К. Валеевой

Подготовлены к изданию: книга Р.Р. Султановой «Школа мастеров», монография Л.М. Шкляевой «Искусство резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья», иллюстрированный сборник «Искусство резьбы по дереву в тюркском мире: история и современность» (сост. Р.Р.Султанова и Л.М.Шкляева).

Члены ТатАИС ведут большую общественную и экспертную работу: Р.Р.Султанова – член коллегии критиков по театральному искусству; член Совета по предоставлению грантов Президента Республики Татарстан в области культуры, искусства и кинематографии, член комиссии Министерства культуры РТ по установлению мемориальных досок и памятников, член Художественно-экспертного совета Республики Татарстан по народным художественным промыслам,; Р.Р.Султанова и О.Л.Улемнова – члены Художественно-экспертного совета при Министерстве культуры РТ. О.Л.Улемнова является экспертом по произведениям русской живописи и графики XIX–XX вв. Управления МК РФ по Приволжскому федеральному округу, курирует работу неформального творческого объединения «Графком» и является членом оргкомитета по проведению Казанской международной биеннале печатной графики.

Искусствоведы поддерживают контакты с творческими союзами республики (СХР в РТ, ТСХР в РТ, СХ РТ).

Р.Р. Султанова


М.Л.Терехович

О стипендиях

Создание Ассоциации искусствоведов как творческого союза позволило представлять интересы нашего многоликого сообщества в государственных организациях. Тем самым закрепило право его членов на получение стипендий.

Напомню, что мы пользуемся двумя видами этой формы поддержки деятелей культуры и искусства: государственной стипендией вне возрастных ограничений (Постановление № 1904 от 12 ноября 1993 года) и стипендией для молодых (Постановление Правительства РФ № 1111 от 29 октября 2014 года).

Министерство культуры РФ распределяет квоты и принимает решение по кандидатам. Квота АИС на госстипедию в последнее десятилетие составляла 80 человек, квота для молодых - 4 человека.

Списки готовит конкурсная комиссия АИС. Пару слов о порядке отбора соискателей.

Региональные отделения предоставляют анкеты и проекты соискателей. Конкурсная комиссия АИС изучает анкету соискателя на предмет соответствия прописанным в постановлениях правилам и проводит экспертизу проекта. Окончательный вердикт выносит коллегия Министерства культуры РФ. За все годы работы со стипендиями наша ассоциация не получила ни одного нарекания.

С первых шагов правление АИС подчеркнуло свой общероссийский статус, сведя до минимума количество стипендий для столичных искусствоведов.

Основное внимание уделялось творческим инициативам наших коллег, которые помогают формировать культурные пространства и художественные институций на всей территории России. Среди стипендиатов искусствоведы Калининградской области, Дальнего Востока, Бурятии, Татарстана, Дагестана, республики Крым и из многих городов страны.

Профессиональная глубина заявленного проекта - главный критерий.

Наряду с традиционными формами искусствоведческой деятельности (научно-исследовательской, музейно-выставочной, лекционной) поддерживались современные формы, такие как, междисциплинарные кураторские проекты, арт-терапия и другие новации. Отдельной строкой шли проекты, которые открывали новые или забытые имена художников и деятелей, сыгравших важную роль для развития искусства и культуры конкретного места. Таким образом, культурная карта России становилась более полнокровной, оригинальной. Вот лишь несколько осязаемых примеров результативности работы стипендиатов, их книги:

- Ж.М.Апаева «Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии»;

- Г.В.Заболотская «Ловис Коринт – художник из восточной Пруссии. 1858-1925»;

- А.М.Ставцева «Архитектура города Орла конца 18- начала 20 века»,

- Н.И.Сизова «Путешествие в сказку П.П.Ершова. Чудо книга «Конек-Горбунок».

Несомненный интерес представляют исследования, посвященные зарубежному искусству. Среди них работа стипендиата АИС 2020 года Д.Е.Онуфриенко, молодого ученого из Барнаула - «Фрактальный анализ храмового зодчества Монголии».

По заявкам на получение стипендий можно судить, сколь насыщена и разнообразна интеллектуальная деятельность членов Общероссийской ассоциации искусствоведов.

Информация регулярно публикуется на сайте.

 


Ольга Вельчинская

DSCN0022 DSCN0277 DSCN0549 DSCN7565 
DSCN7823 DSCN8005 DSCN8006 
возле гостиницы день первый мы DSCN9069


Прошедшей осенью один мой друг спросил меня, случались ли в моей не короткой уже жизни мгновения абсолютного счастья? И оказалось, что во взрослые и совсем недавние времена я многократно испытала такие мгновения. И случились они в Италии, в поездках, организованных Ассоциацией искусствоведов. Повезло мне, художнику, отнюдь не искусствоведу, оказаться в сообществе профессионалов – историков искусства, блистательных интеллектуалов и истинных его знатоков.

Под эгидой АИС, под крылом Гали и Бори Шумяцких, Марины Аристарховой и Никиты Карзанова, создававших совершенно особую, дружески деликатную и заботливую атмосферу, продумывавших и до самых мелких мелочей планировавших удивительные наши маршруты, в компании милых друзей, обретенных в тех незабываемых путешествиях, коэффициент этого самого счастья и его концентрация существенно возрастали.

Немудрено поддерживать градус взаимного расположения в блаженных итальянских краях, но по возвращении в родные пенаты все это могло рассеяться и стать всего лишь волшебным воспоминанием. Однако не рассеялось и не стало. Путешествия наши имели продолжение, потому что знакомства и встречи, случившиеся в те итальянские дни (а дни те чудесным образом повторялись из осени в осень, и мы трепетали в их ожидании) оказались исключительно плодотворными. Между многими путешествующими установились не просто приязненные отношения, но возникли многолетние дружеские связи, да не простые, а прораставшие и разветвлявшиеся новыми знакомствами и превращавшиеся в своего рода эстафеты, цепочки дружб.

Множество прекрасных выставок (не в Италии, уже в Москве) увидела я благодаря итальянским знакомствам, открыла новых художников и узнала их имена. А сколько всего прочла и продолжаю читать! Не только искусствоведческие исследования, но и прекрасную поэзию, и талантливую прозу. Ведь авторы этого богатства, члены АИС и некогда итальянские наши спутники, яркие, разнообразно одаренные люди.

И вот что удивительно – нас, путешествующих, было так много, что ошеломленные Италией и поглощенные итальянскими впечатлениями, не все мы успели перезнакомиться, но при случайной московской встрече с некогда итальянским спутником (хоть в музее, хоть на улице, хоть в метро) внезапно срабатывает «итальянский маркер», с головой накрывает теплая волна радостного узнавания и даже не помня имен друг друга мы счастливо улыбаемся друг другу. Оказывается, то прекрасное, что нас связывает, никуда не делось, а вошло в плоть и кровь, совсем как тот праздник, который всегда с тобой.

И если оглядеть сегодняшний круг моих друзей и добрых знакомых, то обнаруживается, что так или иначе, напрямую или косвенно, но существенная их часть проистекает из тех самых итальянских путешествий – блистательных проектов Ассоциации искусствоведов. Огромная благодарность и бесконечная признательность чудесному сообществу творческих людей! Крепкого здоровья, долгих лет и творческого процветания всем живущим и светлая, вечная, неугасимая память тем нашим спутникам, которых, как это ни горько, уже нет с нами! Спасибо вам, дорогие наши друзья!