Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-549-0446, +7-916-988-2231
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru
Экспертиза - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Новое в блогах

Войти

Поиск

Объявления

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Красотавопреки всему

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Так писал Иммануил Кант в завершении своего труда «Критика практического разума». Эти слова заставляют нас задуматься о том, что в самой природе человека заложена возможность встречи и единения красоты внешней и внутренней. Когда Фёдор Михайлович Достоевский писал, что «Красота спасет мир», он имел в виду нечто подобное, а вовсе не красоту чувственную, как многие впоследствии, упрощая, пытались интерпретировать. Великий писатель подразумевал красоту глубоко человечную и вместе с тем – божественную, сотканную из справедливости и любви, единую в своих чувственных, моральных и духовных проявлениях, способных взаимодействовать между собой, усиливая друг друга.

В этом смысле красота, обращенная к чувствам, чрезвычайно важна в жизни человека, когда она не является лишь средством бессмысленной и пустой эстетизации. Именно на такой красоте следует остановиться исходя из контекста предложенной темы выставки.

Бесспорно, красота, не принося ощутимой выгоды, все же необходима человеку. Уже в каменном веке человек наносил на стены своего пещерного жилища удивительно изящные рисунки, украшал глиняную посуду, разукрашивал собственное тело, пытался извлечь из бамбуковой трубочки мелодичные звуки. Это говорит о том, что потребность в гармонии и красоте чрезвычайно важна для человека, заложена в самой его природе.

Согласно Платону, красота чувственная – это сила, дающая душе крылья, и она летит ввысь, прорываяcь в Гиперуранию, мир вечных идей. Переосмысливая древнегреческого философа, Симона Вейль утверждала, что красота в природе и в искусстве является одним из тех «разрывов», через которые человек общается с Богом.

Красота – это своего рода «пища небесная», помогающая человеку формироваться, гармонично развивать ум, моральные и духовные качества, в противовес безобразному, несущему лишь беспорядок и отрывающему человека от самого себя. В отличие от современности, в античном мире красоту высоко ценили, в том числе признавая за ней эту упорядочивающую функцию.

Достаточно вспомнить греческие полисы – уникальные примеры воплощения не только архитектурной и градостроительной красоты, немыслимой в наши дни, но и красоты этической, направленной на воспитание достойного гражданина. Или представить себе великолепные храмы романского периода и средневековья, где всё, до мельчайших сокрытых деталей, содержало в себе красоту, располагавшую прихожанина к сосредоточенности и созерцательности, необходимых для морального и духовного роста.

Не пытаясь свести красоту лишь к педагогическому, этическому или духовному средству, нельзя не признать ее значение и силу в этих областях. Стоит также напомнить о ее удивительной успокаивающей и терапевтической роли, особенно необходимой там, где поселилось страдание и одиночество, а именно, в больницах, детских домах и домах престарелых. В идеале подобные учреждения должны бы строиться по проектам, где особый акцент сделан на эстетический аспект, но такое, к сожалению, случается редко, особенно в наше время. Парадокс состоит в том, что именно в эпоху всеобщей гедонистической эйфории, чрезмерной эстетизации собственной персоны и всего, что ее окружает, красота повсюду обречена на муки! Даже в мире искусства, в своей родной обители, кажется, она потеряла право на прописку.

В мире, где все более ускоряется процесс повсеместного обезображивания, Красота задыхается. Достаточно посмотреть на природу, на городские пейзажи, изуродованные цементом, массой нелепых построек, нередко «санкционированных» знаменитыми архитекторами. Природа задыхается от интенсивной сельскохозяйственной и животноводческой деятельности; пейзаж искажается от множества солнечных панелей и ветряков. Огромные территории, опустошенные безрассудной эксплуатацией природных ресурсов, загрязненная атмосфера, горы мусора – тревожные символы эпохи «одноразового использования», не говоря уже о местах, пострадавших в военных конфликтах, разрушенных бомбардировками. Все эти, и прочие беззакония, есть ничто иное, как симптомы инфекции, которая начинается сверху, наглядное выражение моральной деградации человека, все больше отдаляющей его от самого себя.

Все это далеко не ново под солнцем, но начиная с прошлого века разрушающий «след» человека на земле становится все более тяжелым и заметным. Конечно, здесь было бы честно каждому из нас спросить себя, в какой степени мы сами своим образом жизни участвуем в этом всеобщем падении.

В мире, где опасно растет антропоцентричность, где человек чувствует себя хозяином планеты и не желает быть лишь ее ревностным хранителем, Красота находится на грани исчезновения. Ее необходимо сохранить, если мы, в свою очередь, желаем быть спасенными ею от сползания в пропасть, которую сами себе создаем.

К сожалению, не существует политических программ подобного спасения, но нельзя не заметить всех тех людей, кто не отчаялся, кто в одиночку или малыми группами пытается проводить собственную «политику красоты»!          

Эта выставка – плод встречи двух замечательных культур, русской и итальянской –   пример такой политики.

Руслан был одним из первых детей, вошедших в мою лабораторию, открытую при детском доме: одиннадцатилетний худенький мальчик с большими голубыми глазами и нежной улыбкой. Ему сейчас восемнадцать лет, он красивый парень, жаждущий действия и нового знания, полный надежд на будущее и тревожных опасений. Источник его счастья состоит в искренней увлеченности всем, что несет в себе частицу прекрасного: колокольным звоном и пшеничным колосом, колыхающимся на ветру; ароматом цветка и образом картины; звуком дождя и пламенем свечи, наполняющей светом и запахом церковь.

Влияние красоты на Руслана просто чудодейственно! Она открывается ему в самых разнообразных и неожиданных формах и проявлениях. Именно это доверительное и трепетное отношение с прекрасным защищает его от собственной внутренней хрупкости, от сокрытой, но постоянно присутствующей в нем боли, которая клеймом отпечатывается во многих из душ, растущих в детском доме. Иногда это страдание, переполняющее его, будто полноводие реку, вырывается наружу, ломая берега. Тогда гнев и слезы охватывают всю его сущность, и ничто не способно его успокоить.

Этот юноша одарен не только талантом видеть и созерцать красоту, но и желанием и способностью ее творить. А значит, не только красота спасает Руслана – он сам, через свой труд спасает толику красоты и дарит нам ее.

Когда он спокоен, он может часами неустанно отдаваться рисованию. Иногда мне нравится незаметно наблюдать за ним: склоненный над листом бумаги и целиком погруженный в работу, он уверенными движениями пытается найти красивый образ. Его рабочий метод от начала до конца состоит в непрерывном чередовании рисования и стирания. (Творческий метод, который, уверена, пришелся бы по вкусу Осипу Мандельштаму, полагавшему, что «стирание» тоже есть искусство). Руслан всегда с особенной решимостью приступает к реализации своих идей: иногда от чрезмерного усилия, с которым он нажимает карандаш, он оставляет на листе не только графитные линии, но и глубокие бороздки и прорези, которые невозможно удалить полностью, если автор посчитал их недостаточно точными. Иногда это переплетение «ошибочных линий» тонкой филигранью проступает сквозь слой краски завершенной работы, придавая образам особую глубину и красоту.

Когда рисунок не удается, Руслан, разозлившись, бросает работу и с горящим взором выбегает из лаборатории, угрожая никогда не возвращаться и больше не разговаривать со мной! Его отчаяние в моменты неудач всегда безгранично – в таких случаях бесполезно его утешать. Но когда найдено то, что он искал, происходит непременный ритуал: пряча рисунок, Руслан подзывает к себе, просит меня прикрыть глаза и потом, по его же знаку открыв глаза, я вижу, как он с гордой улыбкой показывает мне свою работу. В такие мгновения Руслан счастлив! И я не меньше его!

Разумеется, образы, создаваемые Русланом, еще незрелы и наивны, в них много ошибок, но именно в этом и заключается секрет их красоты и силы!

В русском языке есть замечательное слово «жизнеутверждающий»: оно с точностью определяет основную характеристику работ Руслана.

Именно так, работы этого хрупкого русского юноши является его гимном жизни и ее Красоте – вопреки всему!

Элиде Кабасси

Перевод с итальянского языка Маргариты Казановы