Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск


 

ПОЛЬСКАЯ И СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА

(1955 – 1968/1970)

Редакция ежегодника «Sztuka Europy Wschodniej / Искусство Bосточной Европы / The Art of Eastern Europe», издаваемого Польским институтом исследований мирового искусства, приступает к подготовке очередного IX тома за 2021 год.

IX том ежегодника Искусство Восточной Европы впервые будет посвящен исключительно теме современного искусства – живописи, скульптуре, графике, а также искусству новых медиа. В особенности это относится к периоду 1955 – 1968/1970. Редакторов тома, наравне с художественными связями между странами (политически обусловленными), интересует возможность сравнения особенностей художественного процесса в обоих государствах в соотнесении с международным художественным контекстом.

Образование Движения неприсоединения на Бандунгской конференции в апреле 1955 года предшествовало организации V Международного фестиваля молодежи и студентов в августе того же года в Варшаве. Открытие приуроченной к этому событию Всепольской выставки молодого искусства «Против войны – против фашизма», известной также как «арсенальная» выставка (название от места ее организации), знаменовало собой новый этап в польском искусстве, которое, освобождаясь от устаревших соцреалистических установок, обратилось к экспрессионистским, а впоследствии также авангардным тенденциям. Польская власть терпимо относилась к современному искусству, бравшему за основу явления, характерные для французской художественной жизни, в том числе сюрреализм, ташизм и новый реализм. Интерес к французской культуре нашел свое проявление и на официальном уровне, отражая стремление обоих государств к политическому диалогу. Примером тому служат стипендиальные программы для польских художников и интеллигенции, учреждаемые французским правительством. Расширение информационного пространства создало благоприятную почву для относительно беспрепятственного развития польского искусства. С большой долей уверенности можно утверждать, что данный период был одним из наиболее плодотворных в польском искусстве. Этому способствовала деятельность таких групп и учреждений как II Краковская группа, Галерей «Krzywe Koło» и «Foksal» в Варшаве, Музея искусств в Лодзи, авангардных театров «Krikot 2» в Кракове и «Laboratorium» во Вроцлаве, Экспериментальной студии Польского радио, а также такие события как выставки в стране и за границей, Симпозиум художников и ученых в Пулавах, Биеннале пространственных форм в Эльблонге.

Толчком для культурной либерализации во всем советском блоке послужил 1953 год. Однако в отдельных странах этот процесс проходил по-разному. Непосредственно в СССР наиболее ярко проявили себя противоречия, связанные с новым курсом в культурной политике. В 1957 году в Москве был организован очередной VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который привнес в художественную жизнь страны атмосферу свободы. В том же 1957 году прошла Всемирная выставка искусства стран социалистического лагеря, в которой участие приняла также Польша, представляя широкий спектр художественных тенденций, в том числе и абстрактное искусство. С современным, западным искусством советские зрители могли ознакомиться на выставках Пикассо (1956), а также национальных выставках американской (1959), французской и британской (обе 1961). После ХХ съезда КПСС (1956) сформировалось поколение шестидесятников, которое было более восприимчивым к новым веяниям в искусстве. К ярким проявлениям изменений в художественной жизни относиться искусство так называемого «сурового стиля», которое в поисках путей для обновления выразительных средств в русле реалистического искусства обращалось к опыту творчества Дейнеки и искусства 1920-х. Однако более радикальные попытки молодых художников соотнести себя с поисками в современном искусстве, в том числе в области абстрактного искусства, встречались с негативной оценкой со стороны политических руководителей. Примером тому служит выставка в Манеже, организованная в 1962 году в связи с 30-летием Московского союза художников, куда была приглашена группа художников, сосредоточенных вокруг студии «Новая реальность». Их работы, наравне с произведениями, представленными «левым крылом» МОСХ-а, были подвергнуты острой критике со стороны Хрущева, который посетил выставку. Впоследствии современные тенденции в искусстве были вытеснены за пределы официальной художественной жизни, приобретая характеристику «неофициального» искусства.

Изложенные вкратце проблемы польского и советского искусства периода с 1955 по 1968/70 годы были уже предметом внимания участников I Конференции польских и российских искусствоведов «Польша – Россия: искусство и история», которая прошла в 2012 году в Варшаве. Впоследствии материалы конференции, посвященные данному периоду, были опубликованы во II томе ежегодника «Искусство Восточной Европы» в 2014 году. Спустя несколько лет редакция желает вернуться к вопросам художественной современности.

Объем статей около 10 страниц текста и 5 листов иллюстраций. Правила оформления статей можно найти на сайте Института: www.world-art.pl в закладке: Публикации / Журналы и издательские серии / Искусство Восточной Европы / Для авторов (Publikacje/Czasopisma i serie wydawnicze/Sztuka Europy Wschodniej/ Dla autorów). Языками публикаций являются: польский, русский и английский.

Заявки на участие (название статьи и краткую информацию о ее содержании) в сборнике следует отправлять на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. до 31 мая 2021 года. Прием статей на русском, польском и английском языках будет осуществляться до 15 августа 2021 года.

Проф. д-р хаб. Ежи Малиновски (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)

Главный редактор ежегодника

Маг-р Ирина Гавраш

Научный секретарь и соредактор