Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Войти

Поиск

Открытие выставки Галины Эдельман «Времена жизни» в Белгороде

25 февраля 2021 года в Белгородском государственном художественном музее (БГХМ) состоялось открытие выставки «Времена жизни» известного московского графика Галины Эдельман. На выставке представлены 25 ее работ, выполненных в 1994 – 2020 гг. в разнообразных графических техниках.

IMG_8381 IMG_8411 IMG_20210216_121502 
IMG_20210216_121531 IMG_20210216_121537 IMG_20210216_121804 
IMG_20210216_121808 IMG_20210216_121815 IMG_20210216_162936

Художница часто объединяет свои работы в серии, циклы, возвращаясь к некоторым снова и снова («Времена жизни», «Другие города», «Amores», «На листах календарей»). Толчком для возникновения цикла может послужить что угодно: вид конкретного места, случайные пятна или тени, узоры на березовой коре, сны. Произведения, объединенные на выставке «Времена жизни», также посвящены различным стадиям человеческой жизни со всеми ее радостями и горестями. Их роднит яркая, экспрессивная манера художницы, предельная искренность и сопереживание душевному состоянию персонажей.

Галина Самсоновна Эдельман родилась в 1938 г. в Красноярске. Ее отец, Самсон Львович Эдельман, – основатель школы алгебраистов Красноярска. В 1960 году она окончила математический факультет Московского государственного педагогического института. Параллельно училась на курсах рисования и живописи. В 1958 году художник-монументалист Борис Петрович Чернышев (1906 – 1969), в свое время получавший художественное образование под руководством Н.А. Удальцовой и К.С. Петрова-Водкина, пригласил начинающую свой путь в искусстве Галину заниматься у него вместе с профессионалами.

Б.П. Чернышева художница считает главным своим учителем. На выставке «Времена жизни» экспонируются взаимные портреты Г. Эдельман и Б. Чернышева, выполненные в 1959 году, а также одно из произведений Бориса Чернышева, переданное в дар БГХМ его дочерью.

Закончив аспирантуру МГПИ по кафедре высшей алгебры, Г. Эдельман преподает в МЭСИ и московских школах, продолжая интенсивно заниматься живописью и графикой. В эти же годы много рисует, режет линогравюры, пишет маслом серию сибирских пейзажей, натюрморты. Возникают серии пейзажей Углича, Кириллова, Ферапонтова, Сибири, Прибалтики, Крыма, московских окраин, графические циклы, выполненные в характерной экспрессивной манере. После статьи Александра Свободина «Двое пришли в искусство» в журнале «Смена» в № 17 за 1960 год о творчестве Юрия Коваля (ставшего впоследствии известным писателем) и Галины Эдельман она оказалась причислена к художникам-формалистам, что посчитала «незаслуженной честью для себя». В 1963 году в Москве состоялись две ее неофициальные выставки, с тех пор до 2000 г. в выставках она не участвовала. В настоящее время, после долгого перерыва, художница вновь участвует в выставках в России и за рубежом. Живопись и графика Г. Эдельман используется в оформлении книг ее мужа – писателя, первого лауреата премии «Русский Букер» Марка Харитонова. Произведения Г. Эдельман находятся в частных коллекциях России, Германии. Канады, Чехии, Швейцарии, Израиля, Англии, США, Франции.

Выставка Галины Эдельман – значимое событие для Белгородского художественного музея и для региона в целом, во-первых, потому что белгородский зритель сможет познакомиться с малоизвестным, но очень важным пластом истории отечественного искусства 20 века, – с неофициальным искусством. Во-вторых, в фондах БГХМ уже есть произведения учителя Галины Самсоновны – Бориса Чернышева, советского художника-монументалиста, и теперь рассказ о нем обогатился сведениями об одной из его учениц. И, наконец, художница передала Белгородскому художественному музею щедрый дар – 68 работ, выполненных ею в последние десятилетия. Часть этих работ и представлена на выставке.

Исследователь творчества Галины Эдельман – кандидат филологических наук, член Союза писателей Москвы, искусствовед Вера Владимировна Калмыкова, которая приняла участие в вернисаже, высоко оценила собрание Белгородского художественного музея, поблагодарила за интерес и внимание к творчеству Галины Самсоновны, а также предала в дар музею книги о творчестве Льва Жегина и Веры Пестель с результатами собственных исследований.

Наталья Гончаренко, член АИС, куратор выставки «Времена жизни»