Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-549-0446, +7-916-988-2231
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,http://www.ais-aica.ru
Экспертиза - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод сайта

ruenfrdeitptes

Новости от наших коллег

Информация с листа рассылки

Новое в блогах

Войти

Поиск

Объявления

Новости АИС

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

  • La France vue du Grand Siècle
    Si les gravures de Silvestre ont été largement diffusées, ses dessins demeurent méconnus. Le musée du Louvre en conserve un ensemble exceptionnel qui sera  présenté au public pour la première fois.
  • Delacroix, le dernier combat
    Film de Laurence Thiriat Fr., 2016, 52 min Au crépuscule de sa vie, Eugène Delacroix se lance dans un chantier monumental, la réalisation de peintures murales pour la Chapelle des Saints Anges dans l’église Saint-Sulpice à Paris.
  • Imaginaires, représentations de l'Orient
    La Fondation Lilian Thuram pour l’éducation contre le racisme et le musée national Eugène-Delacroix s’associent pour construire un projet singulier d’exposition et de médiation, offrant de présenter les oeuvres de la collection du musée de manière renouvelée. Un accrochage inédit de la collection du musée, dédié à l’Orient et à ses représentations, est proposé du 11 janvier au 2 avril 2018.
  • Dans les pas d'un jardinier
    Colloque suivi d'un concert Sous la direction scientifique d’Hervé Brunon et Monique Mosser, CNRS, Centre André Chastel, Paris Le colloque s’inscrit dans le cadre de la programmation « Histoire et cultures des jardins », commencée en 2007 et conçue avec la collaboration scientifique du Centre André Chastel. Cette rencontre sera consacrée à la figure de Pascal Cribier (1953-2015), jardinier et paysagiste, qui fut notamment aux côtés de Louis Benech et François Roubaud le concepteur de la réhabilitation du jardin des Tuileries (1991-1996) et s’affirme, avec près de 180 projets réalisés à travers le monde, comme un maître d’œuvre majeur.

Выставка «Живопись первой половины XX века из собрания музея»

Ханты-Мансийск

БУ «Государственный художественный музей»

29.09.2017 - 31.12.2017


Коллекция Государственного художественного музея давно считается одной из самых цельных и интересных среди молодых музеев – представлены многие известные отечественные авторы, чьи произведения вошли в золотой фонд русского искусства.

Выставка «Живопись первой половины XX века» сформирована произведениями из собрания Государственного художественного музея и естественным образом дополняет постоянную экспозицию. На выставке можно условно выделить два раздела – «дореволюционное искусство» и «искусство после 1917 года».

В первом разделе экспонируется живопись В.А. Серова, Л.В. Туржанского, А.А. Борисова. Валентин Александрович Серов (1865-1911), успешный и обласканный аристократической публикой, был потрясен революцией 1905 года. Это отразилось в его письме И.Е. Репину: «Дорогой Илья Ефимович! То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное. То, что пришлось услышать после, было еще невероятнее по своему ужасу»[1]. Эскиз «Демонстрация» (1906) создан под впечатлением от расстрела демонстрации 9 января, которому  художник был свидетелем. Серов после этих событий вышел из состава действительных членов Академии художеств, не желая иметь с властью ничего общего[2].

Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) широко известен своими произведениями, посвященными Крайнему Северу. Он организовал ряд экспедиций с научными и художественно-этнографическими целями (1894, 1896, 1898, 1899, 1901, 1906). «Полярный пейзаж» (1905) появился в результате поездки на Новую Землю.

1920-30-е годы отмечены в изобразительном искусстве созданием нового изобразительного языка. Этот период представлен в музее произведениями В.В. Пакулина, В.В. Лебедева, К.С.Петрова-Водкина.

На выставке экспонируется живопись авторов, входивших в 1920-1930-е в общество «Круг художников»: В.В. Пакулина (1900-1951) и В.И. Малагиса (1902-1974). Члены общества призывали к созданию «стиля эпохи», противостоящего «мещанству». Председателем «Круга» был  Вячеслав Владимирович Пакулин (1900-1951), чья работа «Матрос с девушкой»  (1927)  экспонируется на выставке и отражает основные тенденции в его творчестве этого периода. Пакулин сознательно сдвигает пространственные планы, предлагаемое им пластическое решение человеческих фигур отличается динамикой и выразительностью.

Важной частью экспозиции является «Автопортрет с женой и дочерью» (1936) Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939). Художник изобразил себя с женой Марией Федоровной и дочерью Еленой. У Петрова-Водкина в поздний период творчества неоднократно встречается аналогичная композиция, где погрудно изображаются три фигуры, приближенные к зрителю. Характерным приемом является ракурс с низкой точкой зрения. Фигура художника слегка выходит за пределы картины, что создает иллюзию сближения условного живописного пространства с реальным. Во взгляде художника есть что-то трагическое. Мария Федоровна вспоминала: «В 1936 году он начал наш семейный портрет. Ему удалось найти интересную композицию, но портрет так и не был им закончен – он не дописал лицо Леночки. Когда я спросила его, почему он написал себя поодаль от нас, то он с грустью ответил: «Скоро я не буду с вами». Это было им сказано в 1938 году»[3].

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) особенно известен своими работами в области книжной иллюстрации. Между тем, он является автором множества замечательных произведений станковой живописи, в том числе портретов. Женские портреты Лебедева второй половины 1930-х отличаются особой лиричностью и теплотой. Два портрета из собрания музея (1937 и 1941) написаны легкими «трепещущими» мазками, отсутствие резких линий помогает созданию нежных девичьих образов.

Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942)– автор произведений, связанных с духовно-религиозной тематикой. Картина «Отцы пустынники и жены непорочны» (1934) из собрания музея относится к  позднему периоду в творчестве художника и представляет собой вариацию его дореволюционных произведений. Есть еще два одноименных произведения: в Государственной Третьяковской галерее (1932) и в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки (1933). В Ханты-Мансийске находится авторское повторение варианта 1933 года (с незначительными изменениями), выполненное Нестеровым для своей дочери Веры.

Советский период в целом характеризуется другими темами и образными решениями, и произведение Нестерова – скорее исключение из правил.

Отечественное искусство I половины XX века – это громадный пласт художественной культуры, где отразились все важные события  жизни страны, и выставка позволяет проследить не только развитие живописи, но и изменения в общественном сознании.


Наталья Голицына

зав. научно-экспозиционным отделом



Ил.: Серов Валентин Александрович (1865-1911). Демонстрация (Революционный этюд). Эскиз.

  1. Бумага, дублированная на холст, масло.  40 х 36

[1] Письмо В.А.Серова И. Е. Репину от 20 января 1905 г. Москва// ИРЛИ РАН

[2] Великий князь Владимир Александрович, который был  президентом Академии художеств, одновременно являлся главнокомандующим Петербургским военным округом и войсками гвардии.

[3] Петрова–Водкина М.Ф. Мой великий русский муж… –  Саратов, 2008. – С. 70